Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Дылыкова Р. С.
,
Маркова Т. В.
ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БУРЯТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ БУРЯТСКОГО ФОЛЬКЛОРА УЛЕЙСКОЙ ДОЛИНЫ) // Бурятский язык и литература в школе. - 2024. №2. . - С. 55-63.
Заглавие:
ИЗУЧЕНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА БУРЯТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ БУРЯТСКОГО ФОЛЬКЛОРА УЛЕЙСКОЙ ДОЛИНЫ)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2024-2-55-63УДК: 372.8:398(=512.31)
Аннотация:
В статье представлены возможности изучения устного народного творчества в школе с позиций содержания фольклорных жанров, а также сбора и анализа эмпирического фольклорного материала. Указано, что школьная внеурочная деятельность современного периода предоставляет широкие возможности обучающимся по сбору и анализу локального бытования фольклора. В настоящее время в каждой школе работают кружки / студии / театр и прочие формы внеурочной деятельности, со- держанием их работы становится местная фольклорная традиция. Материалом изучения стали жанры бурятского фольклора бурят Улейской долины. Статья представляет состояние бытования жанров бурятского фольклора в отдельно указанной локальной традиции. Анализ материалов произведен на основе исследований В. П. Аникина, Н. О. Шаракшиновой, С. С. Бардахановой, В. Ш. Гунгарова, Ц.-Д. Б. Бадмацыреновой. Определены жанры бурятского фольклора, активно бытующие в современный период на территории Улейской долины. Приведены характеристики своеобразия каждого жанра, даны тексты бытующих жанров, некоторые из них впервые вводятся в научный оборот. Тексты взяты из личного фонда учителя бурятского языка и литературы, соавтора статьи Т. В. Марковой. Установлено, что активно бытующими в на- стоящий период жанрами бурятского фольклора на территории Улейской долины являются пословицы и поговорки, загадки, благопожелания, заговоры и заклинания, легенды и предания, а также некоторые жанры детского фольклора. Выводы. Изучение жанров бурятского фольклора в рамках внеурочной деятельности предоставляет каждому учащемуся возможность слышать мелодию родной речи, постичь глубинный смысл народной мудрости, сформировать себя как человека культуры. Постижение и изучение локальной традиции бурятского фольклора формируют аналитические умения учащихся, умения коммуникации, умения организации совместной деятельности, воспитывают навыки поведения в соответствии с мудростью народа.
Ключевые слова:
внеурочная деятельность, устное народное творчество, бурятский фольклор Улейской долины, жанры бурятского фольклора, сбор и изучение бурятского фольклора.
Список литературы:
Аникин В. П. Русское устное народное творчество: учебник. Москва: Высшая школа, 2001. 726 с. Текст: непосредственный.

Бардаханова С. С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. 208 с. Текст: непосредственный.

Бадмацыренова Ц.-Д. Б. Бурятский детский фольклор: жанрово-тематическое своеобразие. URL: https://freereferats.ru/product_info.php?products_id=441468 (дата обращения: 18.04.2024). Текст: электронный.

Гунгаров В. Ш. Буряад арадай түүхэ домогууд. Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1990. 176 н.

Шаракшинова Н. О. Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск: Иркутская областная типография, 1975. 232 с. Текст: непосредственный.