Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Аюшеева Л. В.
,
Номтоева Б. Б.
Система работы по изучению категории падежа имен существительных бурятского языка в 6-м классе // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №2. . - С. 3-12.
Заглавие:
Система работы по изучению категории падежа имен существительных бурятского языка в 6-м классе
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2025-2-3-12УДК: 373.016:811.512.31´36
Аннотация:
Целью данной статьи является представление системы работы по изучению категории падежа имен существительных бурятского языка в 6-м классе. Основная часть. Эффективным средством овладения знаниями, навыками, умениями, способами деятельности является ориентировочная основа действий с учетом разработанной теории. Основываясь на положениях теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, изучение грамматического понятия падежа разделено на три условных этапа: 1) повторение имен существительных как части речи, а также повторение грамматического понятия категории падежа. На данном этапе организуется громкое проговаривание изученного; 2) конкретизация понятия “зохилдол” ‘падеж’, повторение и закрепление всех падежей бурятского языка; 3) отработка учебных действий для изучения грамматического понятия падежа в разных ситуациях, составление различных высказываний. Для решения указанной цели нами разработана система упражнений (постановочные упражнения, упражнения на моделирование (трансформация), упражнения на отработку, применение, в том числе работа с текстом, продуктивные упражнения), которые основываются на типологии упражнений Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Т. К. Донской. Выводы. Данная система работы по изучению категории падежа имен существительных бурятского языка в 6-м классе и разработанная система упражнений способствуют развитию языковой и коммуникативной компетенций учащихся.
Ключевые слова:
родной бурятский язык, изучение категории падежа, имя существительное, учащиеся 6-го класса, метод, приемы, деятельностный подход, грамматика, упражнение.
Список литературы:
Аюшеева Л. В. Методика обучения местоимениям бурятского языка в начальной национальной школе: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогиче- ских наук. Улан-Удэ, 2008. 167 c. Текст: непосредственный.

Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2003. 1136 с. Текст: непосредственный.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учения о поэтапном формировании умственных действий // Исследования в советской психологии. Москва: Наука, 1966. С. 236–278. Текст: непосредственный.

Доржиев Д. Д. Современный бурятский язык. Улан-Удэ, 2002. 159 с. Текст: непосредственный.

Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Мо- сква: Академия, 2000. 472 с. Текст: непосредственный.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Просвещение, 1975. 304 с. Текст: непосредственный.

Цыдыпов Ц. Ц. Морфология бурятского языка. Улан-Удэ, 1988. 192 с. Текст: непосредственный.

Цыремпилова О. Ш., Жанчипова Ц. С. Буряад хэлэн: 6-дахи класста үзэхэ һуралсалай ном. 2-дохи хэблэл, заһагдаһан ба нэмэгдэһэн. Улаан-Үдэ: Бэлиг, 2018. 200 х.

Цыремпилова О. Ш., Жанчипова Ц. С., Методическа дурадхалнууд: Буряад хэлэн 6-дахи класс. Улаан-Үдэ: Бэлиг, 2017. 72 х.

Шагдаров Л. Д. Проблемы новой академической грамматики бурятского языка (имя существительное, имя прилагательное, наречие, послелоги, модальные слова, слова категории состояния, изобразительные слова). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 192 с. Текст: непосредственный.