Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Бадмаева О. Б.
Аксиологический подход к изучению рассказов Ж. Тумунова o Великой Отечественной войне на уроках бурятской литературы // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №2. . - С. 13-22.
Заглавие:
Аксиологический подход к изучению рассказов Ж. Тумунова o Великой Отечественной войне на уроках бурятской литературы
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2025-2-13-22УДК: 373.016: 821.512.31.0
Аннотация:
В статье рассматриваются рассказы бурятского писателя Ж. Т. Тумунова, посвященные Великой Отечественной войне: «Талын бүргэд»/«Степной орел», «Халуун зүрхэн» / «Горячее сердце». Подробно освещаются идейные и нравственные мотивы поступков героев военного периода, внутренний мир героев, выявляются истоки мужества, героизма солдат, показывается нравственная высота их поступков, сила духа. Большое внимание уделено актуальным аспектам изучения рассказов Ж. Тумунова о войне на уроках бурятской литературы: выявление стратегий их изучения на ступе- ни основного общего образования; определение их образовательно-воспитательного, аксиологического (ценностного) потенциала. Выявлено, что содержание уроков бурятской литературы, построенных на более глубоком и полном восприятии художественного текста в единстве его формы и содержания, на аксиологическом (ценностном) анализе рассказов Ж. Тумунова, дает возможность молодому поколению глубже понимать героическое прошлое нашей Родины, истоки подвигов российских воинов для защиты своей страны, способствует приобретению личностных смыслов, формированию верных жизненных ориентиров. Цель данной статьи: выявить особенности художественного решения темы Великой Отечественной войны в рассказах Ж. Тумунова, определить наиболее оптимальное содержание и эффективные подходы, методы, приёмы для реализации образовательно-воспитательного, ценностного потенциала на уроках бурятской литературы в 7–8-х классах. Материалы исследования. Мате- риалами послужили рассказы Ж. Т. Тумунова, в которых отражена тема Великой Отечественной войны, осмысленная через подходы к литературоведческому анализу художественного текста, через выбор оптимального содержания учебного материала, эффективных подходов, методов, приемов для обеспечения качественного изучения рассказов писателя. Методология и методы исследования. Методологическую основу составляют литературоведческий, эстетический, аксиологический подходы, которые предоставляют возможность обучающимся познать, освоить художественный текст на разных уровнях. Личностно-ориентированный, деятельностный подходы определяют выбор методов и приемов обучения, способствующих осознанию художественной картины жизни, созданной в произведении, эмоциональному и нравственному отклику. Приобретенный опыт дает возможность выразить отношение к ценностям, задает жизненные ориентиры. Выводы. Талантливый бурятский писатель Ж. Т. Тумунов обращается к событиям Великой Отечественной войны, потому что он один из тех, кто сам прошел войну, видел своими глазами события, имел жизненный опыт, отсюда и достоверность, реалистичность рассказов о том, как война изменяет судьбу людей. В данных произведениях есть все, что может увлечь и взволновать школьников: героика борьбы во имя достижения высокой цели, во имя свободы Родины, доблесть и отвага, человеческая сила воли, сильные и мужественные характеры. Максимальное использование образовательно-воспитательного, аксиологического (ценностного) потенциала рассказов Ж. Тумунова, применение оптимальных форм и методов изучения рассказов писателя активизируют образно-эмоциональное восприятие обучающихся, открывают широкие возможности для эстетического, гражданского воспитания обучающихся.
Ключевые слова:
рассказы Ж. Тумунова, тема войны, Великая Отечественная война, художественный текст, аксилогический, патриотическое, подход, анализ, бурятская литература.
Список литературы:
1. Антипова А. М., Москвина О. А. Такая война: произведения В. И. Белова о Великой Отечественной войне в школьном изучении // Преподаватель ХХI в. 2017. № 3. С. 192–207. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311176 (дата обращения: 05.05.2025). Текст: электронный.

Антология литературы Бурятии ХХ — начала ХХI в.: в 3 томах / составители Г. Ц. Бадуева, В. В. Башкеева. Т. 2. Проза Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. 704 с. Текст: непосредственный.

Бадмаева О. Б. Рассказы Ж. Тумунова: аксиологический аспект // Художественное наследие Жамсо Тумунова в контексте социокультурного и образовательного пространства: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Жамсо Тумунова (Агинское — Улан-Удэ, 15 февраля 2016 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 256 с. Текст: непосредственный.

Батоев Б. Б. Уран зохёолнуудые 5–11 классуудта зааха тухай (О преподавании художественных произведений в 5–11-х классах). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. 184 с. Текст: непосредственный.

Камедина Л. В., Сергеева В. А. Аксиологический подход к изучению литературы Забайкалья в школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-podhod-k- izucheniyu-literatury-zabaykalya-v-shkole?ysclid=madauixnfh269440341 (дата обращения: 05.05.2025). Текст: электронный.

Найдаков В. Ц., Ким И. А., Дугар-Нимаев Ц.-А. История бурятской литературы 1917–1955 гг. / ответственный редактор М. И. Тулохонов. Ч. 2. Бурятская литература военных лет и послевоенного десятилетия (1941–1955 гг.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. 194 с. Текст: непосредственный.

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (бурятская) литература» для общеобразовательных организаций с обучением на родном (бурятском) языке. 5–9 классы / составители О. Б. Бадмаева, Л.С. Ширапова; под редакцией О. Б. Бадмаевой. Улан-Удэ, 2018. URL: https://fgosreestr.ru; Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под редакцией В. Я. Коровиной. Москва: Просвещение, 2014. 354 с. Текст: непосредственный.

Теория и методика обучения литературе / под редакцией О. Ю. Богдановой. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2004. 400 с. Текст: непосредственный.

Тумунов Ж. Т. Дайнай үеын зохёолнуудһаа. Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1960. 140 н.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва: Сентябрь, 1996. 96 с. Текст: непосредственный.