Вестник БГУ. Филология
Библиографическое описание:
САКРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СЕМЕЙНОГО БЫТА В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ШМЕЛЕВА И Н. В. ГОГОЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ») // Вестник БГУ. Филология. - 2024. №4. . - С. 42-48.
Заглавие:
САКРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ СЕМЕЙНОГО БЫТА В ТВОРЧЕСТВЕ И. С. ШМЕЛЕВА И Н. В. ГОГОЛЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» И «СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ»)
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье исследуются реализация концепта «сакральное» в бытовом пространстве повестей Н. В. Гоголя и И. С. Шмелева, его интерпретация в художественном мире обоих писателей, а также аксиологическое обоснование сакрализации материального мира в данных произведениях. В работе отмечается схожий взгляд писателей на гармонию материального и духовного мира, единство бытового и бытийного начал, а также внимание авторов к тайным и сокровенным смыслам повседневной жизни героев. Отдельно выделяется мотив вторжения темных и зловещих сил, противопоставляемых замкнутому сакральному пространству в текстах повестей, образующих ключевую онтологическую оппозицию «зло — добро». Особое внимание уделяется символическому значению бытовых образов и духовному контексту авторского изображения домашнего уклада, кулинарной культуры и повседневной жизни.
Ключевые слова:
семья, художественный образ, духовность, бытие, христианство, мировосприятие, повседневность, аксиология, мистика, миф
Список литературы:
1. Бадуева Г. Ц. Тема кризиса семьи в современной русской литературе // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2021. № 4. С. 61–68. Текст: непосредственный.
2. Гоголь Н. В. Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород. Москва: Художественная литература, 1982. 432 с. Текст: непосредственный.
3. Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. («Миргород» Н. В. Гоголя). Москва, 1997. С. 23–41. Текст: непосредственный.
4. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / перевод с французского и вступительная статья. С. Н. Зенкина. Москва: ОГИ, 2003. 296 с. Текст: непосредственный.
5. Куликов А. К. Мифологические мотивы в творчестве Н. В. Гоголя. Философский анализ / А. К. Куликов. Санкт-Петербург: Алетейя, 2021. 294 с. Текст: непосредственный.
6. Лотман Ю. М. О «реализме» Гоголя // Труды по русской и славянской филологии: Литературоведение. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1996. С. 11–35. Текст: непосредственный.
7. Любомудров А. М. Николай Гоголь и Иван Шмелев. Путь спасения как художественная задача // Поэзия русской жизни в творчестве И. С. Шмелева: материалы международных научных конференций «Шмелевские чтения» 2007 и 2009 гг. Москва: Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2011. С. 228–238. Текст: непосредственный.
8. Любомудров А. М. Чудо перерождения. Гоголь, Шмелев и их герои в поисках пути к истине // Литература в школе. 2012. № 4. С. 13–16. Текст: непосредственный.
9. Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 742 с. Текст: непосредственный.
10. Мосалева Г. В. Изографы русской словесности: А. Н. Островский, Н. С. Лес-ков, И. С. Шмелев: монография. Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2019. 196 с. Текст: непосредственный.
11. Мосионжник Л. А. Понятие иерофании у Мирчи Элиаде (Заметки на полях одной книги) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2000. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ierofanii-u-mirchi-eliade-zametki-na-polyah-odnoy-knigi (дата обращения: 07.10.2024). Текст: электронный.
12. Топоров В. Н. Еда // Мифы народов мира. Энциклопедия. Москва, 1980. Т. 1. С. 427–429. Текст: непосредственный.
13. Шмелев И. С. Собрание сочинений в одной книге / вступительная статья
И. А. Ильина; комментарии О. Михайлова, Е. Осьмининной. Москва: Бертельсманн Медиа Москау АО, 2013. 832 с. Текст: непосредственный.