Вестник БГУ. Философия
Библиографическое описание:
,
ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ — ПОБЕДА ФЕМИНИЗМА ИЛИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС? // Вестник БГУ. Философия. - 2025. №2. . - С. 65-75.
Заглавие:
ЖЕНЩИНЫ-УЧЕНЫЕ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ — ПОБЕДА ФЕМИНИЗМА ИЛИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС?
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Постановка вопроса участия женщин в научной деятельности предполагает как минимум два подхода. С общеисторической, гендерно нейтральной, позиции мы можем говорить об уровне развития науки, вклад в которую вносят выдающиеся ученые, имевшие благодаря уровню развития общественных отношений возможность получить образование и заниматься любимым делом. Задача более частного, гендерно ориентированного, направления истории — женской истории (Herstory) — подчеркивать опыт и работу женщин, сыгравших видную роль в истории, незаслуженно находящихся в тени патриархального мира. Авторы статьи на примере выдающихся женщин-ученых в области точных наук иллюстрируют состоятельность феминистских устремлений, гендерного подхода для развития науки, прогресса общественных отношений. Признанием высоких научных достижений, вклада в мировую науку является вручение премий Нобелевского комитета. Факт, что среди нобелевских лауреатов по физике за всю историю премии числится пять женщин и даты получения ими премий хронологически совпадают с подъемом «волн» феминистского движения, свидетельствует, по мнению авторов, о том, что вопреки стереотипам достижения женщин-ученых и феминистское влияние преодолевают патриархатное сопротивление общественного мнения.
Ключевые слова:
женщины-ученые, гендерный подход, женская история, феминизм, феминистское движение, женщины-физики.
Список литературы:
Бонч-Осмоловская Т. Астрономки, поэтессы, жрицы. Женщины и точное знание в Древней Месопотамии. URL: https://knife.media/mesopotamian-women/ (дата обращения: 05.03.2025). Текст : электронный.
Diakonoff I. M. Women in Old Babylonia Not under Patriarchal Authority. Journal of the Economic and Social History of the Orient. 1986; 29(3): 225–38.
Безверхин А. С. Мистериальная структура пифагорейской школы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 6. С 3–7. Текст : непосредственный.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А. В. Лебедев. Москва : Наука, 1989. 577 с. Текст : непосредственный.
Афонасина А. С. Письма пифагорейских женщин в историческом и философском контексте // Σ Χ Ο Λ Η. 2017. Т. 11.2 С. 524–535. URL: https://classics.nsu.ru/schole/assets/ files/11-2-afonasina.pdf. Текст : электронный.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / перевод М. Гаспарова. Москва : АСТ, 2020. 800 с. Текст : непосредственный.
Корецкая М. А. Цена парресии: история Гипатии Александрийской и фильм А. Аменабара «Агора» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Философия. Филология. 2016. № 1(119). С. 14–43. Текст : непосредственный.
Сократ Схоластик. Церковная история. Москва : Росспэн, 1996. 368 с. Текст : непосредственный.
Штайн О. А. Женщины-философы. Мыслительницы, изменившие мир. Москва : АСТ. 2024. 256 с. Текст : непосредственный.
Чанышев А. П. Италийская философия. Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1975. 216 с. Текст : непосредственный.
Баум Е. А. К истории профессиональной реализации женщин в науке. Часть 1. Россия и Запад: состоявшиеся женщины-ученые и любительницы естественных наук (с древности до середины ХIХ века) // История и педагогика естествознания. 2022. № 2–3. С. 23–31. Текст : непосредственный.
Кюри Е. Мария Кюри. Москва : Атомиздат, 1979. 328 с. Текст : непосредственный.