Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Лопсонова З. Б.
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2025. №2. . - С. 27-33.
Заглавие:
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Финансирование:
Статья издается на средства гранта БГУ 08/01. Проект: Воспитательные ценности традиционной культуры бурят как фактор этнической социализации современно-го ребенка
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2025-2-27-33УДК: 373.035.6
Аннотация:
В статье автором рассмотрены семейные ценности и традиции воспитания детей в культуре бурят, которые актуальны для разработки региональной рабочей программы воспитания современных дошкольников. Проведены анализ и сопоставление базовых ценностей традиционной культуры бурят, которые можно эффективно использовать в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации на основе сотрудничества и взаимодействия с семьей. Автором рас-смотрены следующие направления воспитания дошкольников: патриотическое, духовно-нравственное, социальное, трудовое. В качестве воспитательных ценностей выделены этноэкологические традиции и правила поведения в природе, которые в настоящее время возрождаются в семейной культуре через участие детей в практиках паломничества к святым местам и др. В основе духовно-нравственного воспитания рассмотрены традиции уважения к старшим, прежде всего к своим родителям, забота о близких, членах своего рода, гостеприимство.
Ключевые слова:
традиция, семья, ценности, традиционная культура, этнокультурное воспитание, образовательная программа, целевые ориентиры
Список литературы:
1. Гуружапов В. А. Проблема психологического анализа педагогики паломничества в эстетическом воспитании современных детей // Этнопедагогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 23–26 июня 2011 г.). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. С. 231–233. Текст: непосредственный.

2. Урханова Р. А. Образ детства и особенности социализации детей и подростков в традиционной бурятской культуре // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1992. С. 115–133. Текст: непосредственный.

3. Герасимова К. М. Социальная экология в школьных программах этнопедагогики // Проблемы развития национальной школы в Бурятии: методологические основы этнопедагогики: материалы региональной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Бэлиг, 1996. Вып. 1. С. 38–51. Текст: непосредственный.

4. Сокровенное сказание монголов / перевод С. Л. Козина. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1990. 318 с. Текст: непосредственный.