Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество
Библиографическое описание:
РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2025. №2. . - С. 65-73.
Заглавие:
РЕАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к определению сущности категорий «субъектность» и «субъектная позиция». Анализ работ российских исследователей позволяет нам определить субъектность как личностное образование, характеризующееся инициативностью, познавательной активностью, самостоятельностью в выборе и реализации способа деятельности, рефлексии способа и результатов самостоятельной деятельности и социального взаимодействия, а субъектную позицию как отношение субъекта к тому или иному явлению.
В статье приводится опыт реализации субъектного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности у студентов Бурятского госуниверситета в качестве структурных компонентов функциональной педагогической модели проектно-исследовательской работы в вузе. Описаны инфраструктурные компоненты сопровождения формирования субъектности и субъектной позиции студентов.
Раскрыт опыт индивидуального и группового взаимодействия педагога и студентов, форматы и результаты работы.
Ключевые слова:
студент, субъектность, субъектная позиция, проектно-исследовательская дея-тельность, инфраструктура проектно-исследовательской работы, компоненты формирования субъектности
Список литературы:
1. Аржаник А. Р., Хомякова А. А., Новожилов Э. Д. Организация совместной проектной деятельности по физике учащихся общеобразовательных школ и студенческих младших курсов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 10(73). С. 123–126. Текст: непосредственный.
2. Банзаракцаев Б. Ц., Дагбаева Н. Ж., Фомицкая Г. Н. Инновационные формы субъектного выбора школьниками будущей образовательной траектории // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18, № 2. С. 6–15. Текст: непосредственный.
3. Богданова Е. В. Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности: специальность 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кострома, 2010. 22 с. Текст: непосредственный.
4. Бызов Е. А. Педагогическое сопровождение как неотъемлемая часть образовательного процесса // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы XXIII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.). Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 353–356. Текст: непосредственный.
5. Жесткова Н. А. Психолого-педагогические условия развития субъектной позиции первоклассника: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара, 2004. 26 с. Текст: непосредственный.
6. Зуева С. В. Приемы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: монография. Москва: Спутник+, 2016. С. 369–374. Текст: непосредственный.
7. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сетевой подход // Народное образование. 2018. № 6–7(1469). С. 116–121. Текст: непосредственный.
8. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003. 478 с. Текст: непосредственный.
9. Лычагина А. Г., Тигров В. П. Инновационная проектная деятельность как средство формирования готовности будущих учителей технологии к реализации проектной деятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Проблемы высшего образования. 2023. № 2. С. 66–69. Текст: непосредственный.
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. Москва: Азъ, 1996. С. 538. Текст: непосредственный.
11. Сергиенко Е. А. Психическое развитие с позиций системно-субъектного подхода. Москва: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2021. 279 с. Текст: непосредственный.
12. Ушакова Е. А., Бабарыкина Н. Ю. Соотнесение понятий «внутренняя позиция», «субъектная позиция», «позиция исследователя» // Педагогические и социальные вопросы образования: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции (Чебоксары, 7 августа 2020 г.) / БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Чебоксары: Среда, 2020. С. 194–197. Текст: непосредственный.
13. Чопик О. А., Баютова О. Е. Формирование субъектной позиции несовершеннолетних в социально опасном положении как условие их социализации // Теория и практика социогуманитарных наук. 2023. № 1(21). С. 52–57. Текст: непосредственный.
14. Шагеева Г. Р. Проектная деятельность. Организация деятельности в проект-ной экономике. Москва: Мир науки, 2023. 132 с. Текст: непосредственный.
15. Jukka Törrönen. The Concept of Subject Position in Empirical Social Research. Journal for the Theory of Social Behavior. 2001; 31(3): 313–330. DOI: 10.1111/1468-5914.00161.