Восточный вектор: история, общество, государство
Библиографическое описание:
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Восточный вектор: история, общество, государство. - 2024. №3. . - С. 30-35.
Заглавие:
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках государственного задания исследования по теме «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII–XXI вв.)», № 121031000243-5.
Коды:
Аннотация:
В статье описан процесс институционализации инклюзивного образования. Представлены подходы современных ученых к исследованию данного процесса в рамках теории социального конструктивизма, а также идей равноправия для лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и особыми образовательными потребностями, обеспечения для них равного доступа не только к получению образования, но и другим аспектам различных сфер общественной жизни. Определение понятия «инклюзивное образование» рассмотрено с различных сторон: с позиции международного нормативно-правового акта, закона Российской Федерации и точки зрения современных ученых. На базе характеристик классического института образования, таких как требования, условия, функции, структурные компоненты, проведен сравнительный анализ и выявлены общие и специфические характеристики инклюзивного образования.
Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, социальный институт, институционализация.
Список литературы:
Шеманов А. Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs медикализация // Культурологический журнал, 2012. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ drugoy-kak-nesposobnyy-sotsialnyy-konstruktivizm-vs-medikalizatsiya (дата обращения: 15.02.1018). Текст: электронный.
Ярская В. Н., Ярская-Смирнова Е. Р. Инклюзивная культура социальных сервисов // Социологические исследования. 2015. № 15. С. 133–140. Текст: непосредственный.
Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования. Москва: Перспектива, 2012. С. 12. Текст: непосредственный.
Андреев Ю. П. Социальные институты: содержание, функции, структура. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. С. 84. Текст: непосредственный.
Комаров М. С., Яковлев М. А. Социальный институт // Социология: словарь-справочник. Москва, 1990. Т. 1. Текст: непосредственный.
Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. Москва: Юристъ, 1997. Текст: непосредственный.
Кутасова Т. Л., Королева К. Образование как социальный институт // Теория и практика общественного развития. 2005. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/obrazovanie-kaksotsialnyy-institut (дата обращения: 20.11.2023). Текст: электронный.