Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт)

Библиографическое описание:
Каверзина А. В.
,
Дорохова М. В.
ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА РАЗЛИЧИЙ В СОШ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ // Вестник БГУ. Язык. Литература. Культура (журнал закрыт). - 2019. №2. . - С. 75-81.
Заглавие:
ОСОБЕННОСТИ ДИСКУРСА РАЗЛИЧИЙ В СОШ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
Финансирование:
Коды:
УДК: 81.00
Аннотация:
В статье рассмотрен дискурс различий в среднеобразовательной школе в ходе меж- культурной коммуникации при обучении русскому языку как неродному. Описана институциональность дискурса в среднеобразовательной школе в ходе коммуника- тивной эстафеты, которая по различным причинам заканчивается не дискурсом согла- сования, а коммуникативной неудачей, т. е. дискурсом различий. Предложена модель дискурса различий в среднеобразовательной школе, организованная вокруг концепта
«выполнение контрольных заданий».
В большинстве случаев эксперту (учителю) и обучающемуся-мигранту удается найти общее, продолжая коммуникативную эстафету, тогда перед нами будет дискурс согласования в СОШ. Если же для обучающегося-мигранта система убедительных доводов эксперта (учителя) не является обоснованием ценностей (учащийся-мигрант считает, что учитель может перенести на поздний срок выполнение задания, в связи с языковым барьером), предъявляемых последним, то это может закончиться отказом от дискурса согласования, даже эмотивным дискурсом, который в итоге приведет к коммуникативной неудаче или дискурсу различий. Таким образом, нарушение ведения критической дискуссии непременно приведет к ошибкам в аргументации, как следствие к коммуникативной неудаче. Результатом такого дискурса в СОШ будет невыполнение итоговых контрольных заданий. На основании этого можем сделать вывод, что дискурс в СОШ институционален, формализован и с помощью жёстких десигнаторов прогнозируем.
Ключевые слова:
дискурс СОШ, жёсткие десигнаторы, дискурс согласования, дис- курс различий, концепт «выполнение контрольных заданий».
Список литературы:
Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (утв. Распор. Правительства РФ от 09.04.2016 г. № 637-р)

Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового) : учебное пособие для преподавателей и студентов. М. : Изд-во Российского университета дружбы народов, 2007. 185 с.

Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.

Лингвистическая прагматика. М., 1985. С. 217–236.

Колмогорова А. В. Мартынюк К. В. Концептуальное взаимодействие автора и читателя в процессах создания и рецепции текста // Вопр. Когнитивной лингвистики. 2014. № 3. С. 19–30.

Концептуальная систематика речевой коммуникации: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Костюшкина. Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2014. 368 с.

Плотникова С. Н. Дискурсивные технологии и дискурсивное оружие как реалии со- временной информационной эпохи // Технологизация дискурса в со-временном обществе : кол. Монография / под ред. С. Н. Плотниковой. Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2011. С. 6–43.

Цветкова О. Г. Принцип кооперации Грайса и дискурс различий: несоблюдение постулатов как причина его возникновения // Научный поиск в современном мире : мате- риалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. М. : Апробация, 2014. С. 143–145.

Шаховский В. И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. М. : Либриком, 2010. 128 с.