Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Юриспруденция

Библиографическое описание:
Хышиктуев О. В.
,
Мадаев Е. О.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ // Вестник БГУ. Юриспруденция. - 2019. №1. . - С. 8-17.
Заглавие:
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Финансирование:
Коды:
УДК: 371.13.16
Аннотация:
В статье исследуется правовая база, регламентирующая вопросы осуществления субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей, анализируются имеющиеся в юридической литературе мнения относительно правовой природы таких связей, обосновывается позиция о многоаспектности участия субъектов РФ в межгосударственной деятельности. Возникает потребность в исследовании международно-правового статуса субъектов Российской Федерации и Республики Бурятия в частности.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: что является наиболее важным элементом международной правосубъектности; соотношение объема полномочий субъекта Российской Федерации с приграничным субъектом Российской Федерации как участника международных и внешнеэкономических связей; обладают ли субъекты Российской Федерации международной правосубъектностью, если да, то какой — полной или ограниченной. Авторы приходят к выводу, что международная деятельность субъектов Российской Федерации на сегодняшний день характерна:1) заключением международных соглашений; 2) открытием зарубежных представительств; 3) членством в международных организациях. Однако в настоящее время нормы международного права и законодательство Российской Федерации не отождествляют соглашения с международными договорами. Считается, что субъект международного права должен обладать правом заключать международные договоры. Представляется, что обмен представительствами с субъектами иностранных федераций, членство субъектов Российской Федерации в международных организациях не являются главным элементом международной правосубъектности.
Авторы полагают, что анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет говорить о разном объеме полномочий субъекта Российской Федерации по сравнению с приграничным субъектом Российской Федерации как участника международных и внешнеэкономических связей. Так, в органы местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества заключают соглашения о приграничном сотрудничестве с приграничными муниципальными образованиями сопредельных государств, в то время как в других субъектах Российской Федерации данная норма носит отсылочный характер — внешнеторговая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Авторы считают, что в настоящее время субъекты Российской Федерации и Республика Бурятия в частности не обладают полной международной правосубъектностью, но перспектива их развития в субъекты международного права существует.
Ключевые слова:
правосубъектность; международные связи; внешнеэкономические связи; приграничный субъект Российской Федерации; международные договоры; соглашения.
Список литературы:
Конституция Российской Федерации [Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] [С учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ] // Российская газета. 1993. 25 дек.

О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014 г.) // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

О международных договорах Российской Федерации: федер. закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г. № 29-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федер. закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: фе- дер. закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г. № 233-ФЗ) // СЗ РФ. 2003.№ 50. Ст. 4850.

Об основах приграничного сотрудничества: федер. закон от 26 июля 2017 г.№ 179-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 31. Ст. 4728 (ч. 1).

По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия — Алания и Республики Татарстан: определение Конституционно- го Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О // СЗРФ. 2000. № 29. Ст. 3117.

О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией: постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. № 187 // СЗ РФ. 1999. № 8. Ст. 1050.

Концепция развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 2193-р, с внесенными изменениями от 28 декабря 2016 г. № 2883-р // СЗ РФ. 2015. № 45. Ст. 6287.

Конституция Республики Бурятия (принята Верховным Советом Республики Бурятии 22 февраля 1994 г.) с изменениями и дополнениями от 8 июня 2017 г. // Бурятия. 1994. № 43. 9 марта.

О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия: указ Президента Республики Бурятия от 7 августа 2007 г. № 486 // Бурятия. 2007.№ 144. 8 авг.

Об экономическом и приграничном сотрудничестве между Республикой Бурятия и Монголией: распоряжение Правительства РБ от 27 февраля 2003 г. № 164-р [Электрон- ный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru

Об утверждении положения о Представительстве Республики Бурятия Россий- ской Федерации в г. Улан-Батор Монголии: постановление Правительства Республики Бурятия от 15 апреля 2014 г. № 171 // Бурятия. 2014. № 57. 15 апр.

Об утверждении региональной программы Республики Бурятия «Развитие при- граничных территорий Республики Бурятия до 2020 г.»: распоряжение Правительства РБ от 6 июля 2017 г. № 397-р [Электронный ресурс]. URL: www.egov-buryatia.ru.

Соглашения Правительства Республики Бурятия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с мэрией г. Улан-Батор [Электронный ресурс]. URL: www.egov-buryatia.ru (дата обращения: 08.11.2013).

Соглашения Правительства Республики Бурятия о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Правительством Автономного райо- на Внутренняя Монголия [Электронный ресурс]. URL: www.egov-buryatia.ru (дата обращения: 22.12.2003).

Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Инфра, 1996. 512 с.

Гуреев С. А. Субъекты международного права // Московский журнал международного права. 2012. № 1(85).

Международное право: учебник / П. Н. Бирюков. М.: Юрайт, 2011. 793 с.

Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru.

Трошкина Т. Н. Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи субъекта Российской Федерации: на примере законодательства г. Москвы // Ре- формы и право. 2010. № 2.

De Wet E. The international constitutional order // International & Comparative Law Quarterly. 2006. Т. 55, № 1. Р. 51–76.

Engle E. A. The Transformation of the International Legal System // The Post- Westphalian Legal Order. QLR. 2004. № 23. Р. 23.

German L. J. 1375 (2008) Developing the Publicness of Public International Law: Towards a Legal Framework for Global Governance Activities

Hollis D. B. Why State Consent Still Matters-Non-State Actors, Treaties, and the Changing Sources of International Law. Berkeley J. Int'l L. 2005. № 23. Р. 137.

Karns M., Karen M. The politics and processes of global governance. Colorado: Lynne Rienner Publishers, 2004.

Koh H. H. Why do nations obey international law? 1997.

Krisch N., Kingsbury B. Introduction: global governance and global administrative law in the international legal order // European journal of international law. 2006. № 1. Р. 1–13.

Nijman J. E. Non-State Actors and the International Rule of Law: Revisiting the ‘Real- ist Theory’of International Legal Personality. Non-StateActorDynamicsin International Law. Routledge, 2016. Р. 91–124.

Schreuer C. The Warning of the Sovereign State: Towards a New Paradigm for Inter- national Law. Eur. J. Int'l L. 1993. № 4. Р. 447.

Weil P. Towards relative normativity in international law? // American Journal of In- ternational Law. 1983. №. 3. Р. 413–442.