Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Башкеева В. В.
«БЕДНЫЕ ЛЮДИ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ РОМАНЕ // Вестник БГУ. Филология. - 2021. №4. . - С. 3-9.
Заглавие:
«БЕДНЫЕ ЛЮДИ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТИРОВАНИЯ В ЭПИСТОЛЯРНОМ РОМАНЕ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2021-4-3-9УДК: 82-31
Аннотация:
Рассматривается роман Ф. М. Достоевского «Бедные люди», написан- ный в эпистолярной форме. Показана возможность портретирования в таком ро- мане, а также глубокая связь предпортретной базовой категории имени с портретом героя и его эволюцией, протекающей в движении от «бедного человека», «малень- кого человека» к «человеку». Выделены такие особенности портретирования, как минимизация телесного и жестового портрета с выразительным выделением от- дельных его особенностей, актуализация костюма. Уточнено отличие образа слез у Достоевского от понимания слезы в русской сентиментальной литературе. Акценти- рован внутренний жест, связанный с концептом «сердце», выражающий чувстви- тельность как важную особенность типа героя. Изменения в герое раскрываются также в изменении отношения к знаковой, как и у Гоголя, детали костюма, в данном случае в изменении отношения к сапогам и выходе за пределы социальной и психо- логической ограниченности.
Ключевые слова:
эпистолярный роман «Бедные люди», мимика и жесты, образ слез, концепт «сердце», костюм героя.
Список литературы:
Башкеева В. В. От живописного портрета к литературному. Русская поэзия и проза конца XVIII — первой трети XIX века. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1999. 270 с. Текст: непосредственный.

Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 т. Москва: Правда, 1982. Т. 1. 384 с. Текст: непосредственный.

Жилякова Э. М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844–1849). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 272 с. Текст: непосредственный.

Ковалев О. А. Нарративные стратегии в творчестве Ф. М. Достоевского. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. 316 с. Текст: непосредственный.

Криницын А. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского. Москва: Диалог МГУ, МАКС-пресс, 2001. 372 с. Текст: непосредственный.

Мехтиев В. Г. О метасмысле портрета у Ф. М. Достоевского. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ometasmysle-portreta-u-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 10.11.2021). Текст: электронный.

Пахсарьян Н. Плач и слезы в романе рококо («Жизнь Марианны» Мариво) // XVIII век: смех и слезы в литературе и искусстве эпохи Просвещения: коллективная мо- нография / под редакцией Н. Т. Пахсарьян. Санкт-Петербург: Алетейя, 2018. С. 587–596. Текст: непосредственный.

Пухачев С. Б. Поэтика жеста в произведениях Ф. М. Достоевского (на материале романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карама- зовы»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. URL: https://cheloveknauka.com/poetika-zhesta-v-proizvedeniyah-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 10.11.2021). Текст: электронный.

Степанян К. А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. Москва: Раритет, 2005. 400 с. Текст: непосредственный.

Сырица Г. Поэтика портрета в романах Ф. М. Достоевского. Москва: Гнозис, 2007. 406 с. Текст: непосредственный.