Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Имихелова С. С.
МИСТЕРИАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ КАК НЕОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ // Вестник БГУ. Филология. - 2022. №1. . - С. 63-70.
Заглавие:
МИСТЕРИАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ КАК НЕОМИФОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В БУРЯТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ТЕМУ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2022-1-63-70УДК: 821.512.31
Аннотация:
В статье рассматриваются произведения бурятских писателей исторической тематики, написанные в разных жанрах, где объектом изображения станови-лось формирование личности героя в символико-мифологическом ключе. Анализируются произведения, посвященные разным периодам национальной истории и объединенные общим мистериальным сюжетом — способностью исторической личности выполнить свое высокое предназначение. В юных героях романа «Тэмуджин» А. Гатапова и поэмы «Песня о Доржи Банзарове» Н. Дамдинова про-слеживаются рождение и переход к личности, способной открыть бытийную сущность эмпирических событий. Отмечается связь мифологической образности и мистерии, нашедшая отражение в архетипическом образе ребенка. Героиням трагедии «Великая сестрица-шаманка» Б. Барадина и драмы «Бальжин-хатан» Д. Эрдынеева, воплотившим содержание архетипа Великой Матери, также присуща прозорливость личности, угадывающей свое предназначение в спасении и процветании своего народа. Делается вывод о том, что мистериальный сюжет в бурятской литературе позволяет возвысить жизнь и судьбу личности до метафизического обобщения, представить истинное самоопределение исторического деятеля, ощущающего связь с будущим своего народа и вечностью.
Ключевые слова:
историческая личность, предназначение, мистерия, архетипиче-ский образ
Список литературы:
1. Барадин Б. Великая сестрица-шаманка // Антология литературы Бурятии ХХ — начала ХХI века. Т. 3: Драматургия. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. С. 11–64. Текст: непосредственный.

2. Гатапов А. Тэмуджин. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2010. 704 с. Текст: непосредственный. 3. Дамдинов Н. Г. Избранные произведения: в 2 томах. Москва: Сов. Россия, 1981. Т. 1. 368 с. Текст: непосредственный.

4. Имихелова С. С., Шантанова Т. В. Женские образы в бурятской драматургии: архетипическое содержание и национально-культурный контекст. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 142 с. Текст: непосредственный. 5. Очирова Т. Н. Николай Дамдинов. Литературный портрет. Москва: Сов. Россия, 1980. 112 с. Текст: непосредственный.

6. Савинова Т. Б. Жанровые особенности бурятской исторической драматургии второй половины ХХ — начала ХХI в.: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 2015. 163 с. Текст: непосредственный.

7. Филимонова А. Мифологизм и мистерия в символистском романе А. Белого. URL: http://kniga.lib-i.ru/26istoriya/439914-1-mifologizm-misteriya-simvolistskom-romane-andreya-belogo-krescheniy-kitaec-aleksandra-filimon.phpромане (дата обращения: 18.11.2021). Текст: электронный.

8. Шантанова Т. В., Санжиева Т. Е. Особенности формирования национальной литературы Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Спецвып. С. 266–270. Текст: непосредственный.

9. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Москва: Канон, 1994. 320 с. Текст: не-посредственный.