Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Имихелова С. С.
NON-FICTION ИЛИ AUTOFICTION?: ОБ ОДНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ РАССКАЗЕ РУБЕЖА ХХ–ХХI вв. // Вестник БГУ. Филология. - 2020. №1. . - С. 34-42.
Заглавие:
NON-FICTION ИЛИ AUTOFICTION?: ОБ ОДНОЙ ТЕНДЕНЦИИ В РУССКОМ РАССКАЗЕ РУБЕЖА ХХ–ХХI вв.
Финансирование:
Коды:
УДК: 821.161.1
Аннотация:
В статье рассматривается тенденция в новейшей прозе, названая autofiction, которая по форме напоминает документально-автобиографическое повествование non-fiction, но отличается от него художественным вымыслом, при котором совершается перенос авторского внимания с фигуры автобиографического героя-повествователя на фигуру биографического автора, демонстрирующего сам процесс разворачивания повествования. Вот почему в прозе autofiction можно наблюдать равенство автора, повествователя и персонажа. На материале рассказов конца 1990-х — начала 2000-х гг. показано, как благодаря своей пространственно-временной свободе такой герой может оказаться на границе между реальностью живых людей и миром мертвых. В рассказах «Видение» В. Распутина и «Три путешествия. Возможность мениппеи» Л. Петрушевской ослаблены реалистические мотивировки, ведь ситуация «невымышленного» героя, оказавшегося в ином измерении, не всегда переводима на язык традиционного искусства. Но, в первую очередь, она связана с усилением «творческого хронотопа» (Бахтин). Процесс создания вымышленной реальности происходит в сознании личности незаурядной, обладающей творческим даром и потому способной проникать в иные миры.
Ключевые слова:
autofiction; автобиография; вымысел; тождество автора, повествователя и героя; трансцендентная реальность; саморефлексия.
Список литературы:
Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Художественная литература, 1979. 341 с.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971. 464 с.

Иванова Н. По ту сторону вымысла // Знамя. 2005. № 11. С. 3–8.

Курбатов В. Предчувствие // Наш современник. 1992. № 1. С. 186–191.

Кучина Т. Перволичные повествовательные формы в русской прозе конца ХХ — начала ХХI века // Проблемы неклассической прозы: сб. статей. / сост. Е. Б. Скороспелова. М.: Макс Пресс, 2016. Вып. 2 С. 275–313.

Лебедушкина О. Шахерезада жива, пока... : о новых сказочниках и сказках // Дружба народов. 2007. № 3. С. 198–211.

Липовецкий М. Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург, 1997. 317 с.

Монгуш Е. Д. Функции литературно-мифологической образности в прозе Л. Петрушевской: дис. ... канд. филол. наук. Абакан, 2014. 180 с.

Плеханова И. И. Александр Вампилов и Валентин Распутин: диалог художественных систем: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2016. 329 с.

Распутин В. Г. В непогоду // Дочь Ивана, мать Ивана: Повесть, рассказы. 2-е изд, доп. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. С. 417–444.

Распутин В. Г. Видение // Дочь Ивана, мать Ивана: повесть, рассказы. 2-е изд, доп. Иркутск: Издатель Сапронов, 2005. С. 445–453.

Распутин В. Г. Что передать вороне // Избранные произведения: в 2 т. Т. 1. М.: Молодая гвардия, 1984. С. 78–97.

Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001. 334 c.