Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Имихелова С. С.
,
Муллина Д. А.
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЬЕСЕ Н. САДУР «ПАННОЧКА» // Вестник БГУ. Филология. - 2020. №4. . - С. 56-61.
Заглавие:
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ПЬЕСЕ Н. САДУР «ПАННОЧКА»
Финансирование:
Коды:
УДК: 821.161.1
Аннотация:
Отталкиваясь от имеющихся исследований драматургии Н. Садур, авторы статьи ставят целью рассмотреть специфику пространственных координат в пьесе «Панночка» (1985) как результат творческой трансформации современным драма- тургом художественного мира Н. В. Гоголя в повести «Вий». Особенности пространства в пьесе, как и у Гоголя, заключаются в сосуществовании двух миров – мира людей и потустороннего мира. В отличие от классика мир земной у Н. Садур обнаруживает отсутствие чудес и тайны и одновременно в нем не отрицается присутствие ведьмы как власти темных сил. Драматург объясняет несовершенство, нецелостность земного мира проникновением в него темных сил и осознанием героя пьесы необходимости вступить в поединок с их олицетворением – Панночкой. Поединок этот состоится в «обветшалой, оскверненной» церкви, где герой приносит себя в жертву ради сохранения светлого православного мира. Утверждается, что трансформация гоголевского сюжета в пьесе «Панночка» вызвана авторской концепци- ей героя, оказавшегося на границе двух миров перед лицом тайны и пытающегося обрести знание о мире и о себе. Драматург Н. Садур отразила в этом состоянии человека переходного времени сознание своих современников.
Ключевые слова:
Н. Садур; пьеса «Панночка»; трансформация повести Гоголя; ху- дожественное пространство; концепция героя.
Список литературы:
Ищук-Фадеева Н. И. «Все/все» как знак целостности в повести Н. Гоголя «Вий» и пьесе Н. Садур «Панночка» [Электронный ресурс]. URL: http://domgogolya.ru/ science/researches/1537/ (дата обращения: 23.09.2020).

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Ю. М. Лотман. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя. М.: Просве- щение, 1988. 352 с.

Садур Н. Н. Панночка // Н. Н. Садур Обморок. Вологда, 1999. С. 225–270.

Семеницкая О. В. Поэтика сюжета в драматургии Н. Садур: автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2007. 21 с.

Цыпуштанова М. А. Пьеса Н. Садур «Брат Чичиков»: опыт диалога с классикой // Вестник Удмурт. гос. ун-та. 2008. Вып. 3. С. 193–200.