Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Филология

Библиографическое описание:
Имихелова С. С.
,
Цыренова И. П.
ПОЭМЫ НИКОЛАЯ ДАМДИНОВА: О ЛИРИЗАЦИИ ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ В БУРЯТИИ 1960-х гг. // Вестник БГУ. Филология. - 2023. №4. . - С. 78-88.
Заглавие:
ПОЭМЫ НИКОЛАЯ ДАМДИНОВА: О ЛИРИЗАЦИИ ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ В БУРЯТИИ 1960-х гг.
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2686-7095-2023-4-78-88УДК: 821.512.31
Аннотация:
В статье речь идет о процессе лиризации жанра поэмы в одной из национальных литератур России в 60-х гг. прошлого века. На примере поэм Николая Дамдинова (1932–1999), народного поэта Бурятии, автора разных модификаций данного жанра, проанализирована тенденция субъективизации поэмного повествования и об-раза эпического рассказчика, характерная для литературы «оттепельной» поры. Утверждается, что наряду с лирическим монологом героя в поэмах «Песнь степей», «Имя отца» поэт развивает повествование от лица традиционного сказителя бурятских преданий (улигеров). Доказывается, что в поэмах «Возвращение батыра», «Гроза», «Песня о Доржи Банзарове» — этой своеобразной трилогии поэта облик рассказчика напоминает сказителя-улигершина, и в то же время повествование представляет собой исповедь человека, причастного к судьбе эпического героя, неразрывно связанного с ним и с важнейшими событиями народной жизни. Совершается эта исповедь в рамках чудесного, почти мистического события, в котором происходит столкновение судеб героя и рассказчика с внеличными (социально-историческими и природно-космическими) событиями. Делается вывод о том, что в единстве лирического повествователя и эпического героя в поэмах Н. Дамдинова отразились качества творческой личности, размышляющей о сущности народного бытия и сращенной в сознании читателя с авторской личностью.
Ключевые слова:
поэма, лирическое начало, образ повествователя, лирический монолог, историзм
Список литературы:
1. Балданмаксарова Е. Е. Бурятская поэзия: истоки, поэтика жанров: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва, 2003. 365 с. Текст: непосредственный.

2. Булгутова И. В. Мифопоэтика в контексте становления и развития бурятской литературы второй половины ХХ — начала XXI в.: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Улан-Удэ, 2019. 388 с. Текст: непосредственный.

3. Дамдинов Н. Г. Избранные произведения: в 2 томах. Т. 1. Стихотворения и поэмы: перевод с бурятского. Москва: Советская Россия, 1981. 368 с. Текст: непосредственный.

4. Имихелова С. С. Мистериальный сюжет как неомифологическая тенденция в бурятской литературе на историческую тему // Вестник Бурятского государственного университета. Филология. 2022. Вып. 1. С. 63–69. Текст: непосредственный.

5. Имихелова C. C. Русская и бурятская поэма в литературе Бурятии: взаимосвязи и особенности жанрового поиска // Русская литература в России и мире: материалы между-народной научной конференции. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 147–157. Текст: непосредственный.

6. Найдаков В. Ц. Непроторенными путями. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1984. 224 с. Текст: непосредственный.

7. Немзер А. Поэмы Давида Самойлова // Самойлов Д. С. Поэмы. Москва: Время, 2005. С. 355–364. Текст: непосредственный.

8. Очирова Т. Н. Николай Дамдинов. Литературный портрет. Москва: Советская Рос-сия, 1980. 112 с. Текст: непосредственный.

9. Самбялова Т. В. Традиционная и авторская символика в бурятской эпической поэме второй половины XX в.: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Улан-Удэ, 2011. 163 с. Текст: непосредственный.

10. Числов М. Время зрелости — пора поэмы. Современное состояние жанра, проблемы, тенденции. Москва: Советский писатель, 1982. 256 с. Текст: непосредственный.