Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Масловец О. А.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В УЧЕБНИКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Вестник БГУ. Философия. - 2017. №7. Педагогика. Педагогика. - С. 220-228.
Заглавие:
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЕРОГЛИФИЧЕСКОМУ ПИСЬМУ В УЧЕБНИКАХ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: КРИТЕРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-220-228УДК: 378.016:811571
Аннотация:
Статья посвящена выявлению актуальной ситуации при обучении иероглифическому письму в российских учебных заведениях разного уровня. Автором проанализированы учебники китайского языка для начального этапа обучения, выделены критерии анализа, основывающиеся на требованиях к организации работы по обучению иероглифическому письму. Критериальный анализ позволил выявить существующие про- блемы, связанные с несоответствием содержания учебников в аспекте обучения иероглифике требованиям к организации работы по обучению иероглифическому письму. Автор делает выводы о том, что система обучения иероглифическому письму должна основываться на следующих требованиях: соответствие содержания обучения иероглифическому письму целям и задачам, отраженным в нормативных документах; устное опережение, учет требований поэтапного формирования иероглифических навыков письма, наличие мнемотехнических (сенсорных) технологий введения и закрепления новых иероглифов, взаимосвязанное обучение чтению и письму иероглифических знаков, взаимосвязанное обучение иероглифике как аспекту и обучение письменной речи с использованием иероглифики, наличие адекватного комплекса иероглифических упражнений, взаимосвязанное обучение иероглифическому письму и другим видам речевой деятельности; деление лексики (иероглифики) на рецептивную и продуктивную; учет психолого-педагогических характеристик обучаемых; наличие заданий, направленных на самостоятельную работу по овладению иероглификой, наличие методических рекомендаций по организации учебного процесса, по обучению иероглифическому письму на начальном этапе с учетом возрастной группы обучаемых.
Ключевые слова:
обучение иероглифическому письму; учебник китайского языка; начальный этап обучения; критерии анализа; требования к организации работы по обучению иероглифическому письму.
Список литературы:
Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.

Веселый китайский язык: учебник / Ван Шухун, Ли Сяоци, Ло Циньсун, Лю Сяо- юй, Сюань Я. Пекин: Народное образование, 2005. Ч. 1. 118 с.

Веселый китайский язык: учебник / Ван Шухун, Ли Сяоци, Ло Циньсун, Лю Сяо- юй, Сюань Я. Пекин: Народное образование, 2005. Ч. 3. 156 с.

Задоенко Т. П., Хуан Шуин. Начальный курс китайского языка. М.: Восточная книга, 2015. Ч. 1. 340 с.

Китайский язык: учеб. пособие. 5-й класс / Ван Луся, Н. В. Демчева, О. В. Сели- верстова. М.: Астрель, 2012. 126 с.

Масловец О. А. Взаимосвязанное обучение иероглифическому письму и чтению иероглифических текстов в начальной школе // Социальные исследования современных проблем. 2016. №3 [Электронный ресурс]. URL: http://ej.soc-journal.ru/ (дата обращения: 30.11.2017).

Масловец О. А. Основы обучения китайскому языку в вузе и школе: теория и практика. М.: Изд. дом ВКН, 2017. 264 с.

Масловец О. А., Щелконогова О. С. Технология обучения иероглифическому письму на основе сенсорного восприятия // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. 2017. Вып. 57(3). С.110–120.

Молоткова Ю. В. Обучение иероглифическому письму студентов языкового вуза (китайский язык): автореф.дис. ... канд. пед. наук. Минск, 2014. 27 с.

Постижение китайского языка: учебник / Чжу Сяосин, Цю Цзяньлин, Люй Юйхун, Чу Пэжу. Пекин: Высшее образование, 2005. 170 с.

Практический курс китайского языка / отв. ред. А. Ф. Кондрашевский. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Восточная книга, 2009. 736 с.

Стрижак У. П. Преподавание иероглифики и развитие эйдетической памяти // Иностранные языки в школе. 2005. № 1. С. 51–54.

Фефелова А. А., Масловец О. А. Методика работы по овладению продуктивной и рецептивной лексикой на младшем этапе обучения китайскому языку // Молодежь и научно-технический прогресс: сб. докл. IX Междунар. науч.-практ. конф. студентов, ас- пирантов и молодых ученых: в 4 т. Старый Сокол: Ассистент плюс, 2016. Т. 4. С. 209– 212.

Царство китайского языка: учебник / Лю Фухуа, Ван Вэй, Чжоу Жуй'ань, Ли Дунмэй. Пекин: Изд-во Пекинск. ун-та, 2010. 36 с.