Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Ким В. В.
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ФАНАТИЗМА // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №2. . - С. 49-56.
Заглавие:
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ФАНАТИЗМА
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2019-2-49-56УДК: 304.2
Аннотация:
В статье исследуются условия формирования фанатизма в сфере религии, опреде- ляются тенденции в эволюции религиозных институтов, способствующие производ- ству фанатизма. Автор обращает внимание на внутренние процессы становления и развития разных религий (политеистических: египетского и римского язычества; монотеистических: иудаизма, христианства, ислама); на политические и экономиче- ские факторы религиозных изменений, в которых проявлялся религиозный фана- тизм. В статье показано, что производство религиозного фанатизма является зако- номерным и востребованным процессом в разные этапы эволюции религиозных структур, может носить охранительный, интегрирующий и иной характер. Установ- ленные исторические тенденции в производстве религиозного фанатизма не теряют своей актуальности в современном обществе: в эпоху религиозного ренессанса кон- фессиональные диалоги сменяются конфликтами, прозелитизм представителей ми- ровых религий соседствует с пропагандистской деятельностью нетрадиционных ре- лигиозных движений и культов, к религиозным аргументам прибегают не только политики, но и террористы, все названное свидетельствует в пользу того, что ресур- сы производства религиозного фанатизма еще не исчерпаны.
Ключевые слова:
религия; религиозный фанатизм; история религии; институцио- нализация религии; нетерпимость; догматизм.
Список литературы:
Балагушкин Е. Г. Живительный эликсир или опиум прокаженного? Нетрадиционные религии, секты и культы в современной России. М.: URSS, Либроком, 2014. 256 с.

Корм Ж. Религиозный вопрос в ХХI в. Геополитика и кризис постмодерна. М.: Изд-во Ин-та общегуманитарных исследований, 2012. 288 с.

Ли Ч. История инквизиции в Средние века. Смоленск: Русич, 2001. 635 с.

Логинов А. В. Власть и вера: государство и религиозные институты в истории и современности. М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. 496 с.

Логинов Е. Ислам в Африке Электронный ресурс // Центр стратегических оце- нок и прогнозов. 2013. 24 янв. URL: http://www.csef.ru/index.php/ru/politica-i- geopolitica/project/326-russias-future-and-the-world-population-estimate/1-stati/3937-islam-v- afrike (дата обращения: 10.12.2018).

Маммадов Э. «Исламский фундаментализм» как политико-идеологический про- ект Электронный ресурс // Электронный минбар. 2016. 11 авг. URL: https://e- minbar.com/researches/islamskij-fundamentalizm-kak-politiko-ideologicheskij-proekt (дата обращения:12.01.2018).

Ольденбург З. Костер Монсегюра. История альбигойских крестовых походов. СПб.: Алетейя, 2001. 416 с.

8. Семашко И. М. Современный исламский фундаментализм: «La Revanchede Dieu» и/или альтернативный проект глобализации? // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2011. № 1(13). С. 101–105.

Фрейд З. Моисей и монотеизм Электронный ресурс // Библиотека Гумер. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Fr_Mois/02.php (дата обращения: 11.12.2018).

Фромм Э. Иметь или быть. М.: АСТ, 2000. 448 с.

Харрис С. Конец веры. Религия, террор и будущее разума. М.: Эксмо, 2011. 496 с.

Шойбле М., при участии Циолковски Б. Джихад. Террористами не рождаются. М.: КомпасГид, 2012. 256 с.

Эко У. Средние века уже начались Электронный ресурс // Anthropology. URL: http://anthropology.ru/ru/text/eko-u/srednie-veka-uzhe-nachalis (дата обращения: 12.01.2018).

Яковлева Ю. А. Социологический анализ нетрадиционных религиозных сообществ: теоретико-методологический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 133–149.