Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Иванова Г. А.
,
Захарова И. Б.
ЭТИКА КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2019. №3. . - С. 67-75.
Заглавие:
ЭТИКА КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА: ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2019-3-67-75УДК: 37.013.2
Аннотация:
Развитие интернета и распространение социальных медиа открыли людям новые не- ограниченные возможности общения, получения и передачи информации. Наряду с несомненными преимуществами глобального информационного пространства общество столкнулось и с новыми вызовами. Вседозволенность, бесконтрольность и безнаказанность информационных коммуникаций привели к широкому распространению фейковых новостей, использованию ненормативной лексики, троллинге как особой формы информационного поведения. Практика неэтичности информационных коммуникаций переходит в обычную жизнь, делая токсичным реальное общение. Поскольку основными пользователями сети являются молодые люди, то именно в молодежной среде токсичные коммуникации становятся нормой. В связи с этим возник вопрос об этике профессиональных коммуникаций в процессе образования и социализации студентов вузов. В статье раскрыта актуальность моделирования образовательной среды вуза как этичной учебно-коммуникативной среды, включающей социально-культурные практики, поликодовые коммуникации и прецеденты, поскольку этичная коммуникация/ общение выступает доминантой профессиональной деятельности специалиста. Предложено определение учебно-коммуникативной среды вуза. Авторы утверждают, что большим потенциалом обладают современные педагогические средства и технологии, обеспечивающие социализацию студентов через гуманитаризацию профессионального образования в организованной этичной учебно-коммуникативной среде.
Ключевые слова:
учебно-коммуникативная среда вуза; средовой подход; социализация студентов; коммуникация; педагогические технологии; медиация; синергия; эмерджентность.
Список литературы:
Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта [Электронный ресурс]. URL: http://articles.excelion.ru/science/history/world/03301529.html (дата обращения: 10.07.2019).

Бозаров Д. М. Концептуальные основания нелинейного мышления [Электронный ресурс]. URL: http://www.intelros.ru/readroom/credo_new/credo_1_2011/print:page 1,8950- konceptualnye-osnovaniya-nelinejnogo-myshleniya.html) (дата обращения: 10.07.2019).

Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие для студентов. М.: Академия, 2001. 192 с.

Кондаков И. В. Эристика в культуре ХХ века // Культурология. ХХ век. Энцикло- педия. СПб.: Университетская книга, 1998. Т. 2. С. 395.

Кривых С. В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах [Электронный ресурс]. URL: http:// www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme (дата обращения: 10.07.2019).

Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании: дис. … д-ра пед. наук. М., 1997. 193 с.

Менг Т. В. Средовой подход к организации образовательного процесса в современном вузе [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredovyy-podhod-k- organizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-sovremennom-vuze (дата обращения: 10.07.2019).

8. Практическое мышление: специфика обобщения, природа вербализации и реализуемости знаний: сб. ст. / под общ. ред. Ю. К. Корнилова. Ярославль, 1997. 143 с.

Девяткин А. С., Клеопов П. Е. Признак Рейнина «квестимность — деклатимность» [Электронный ресурс] / URL: http://www.socionics.ru/kvestim-deklatim.htm/ (дата обраще- ния: 08.06.2018).

Лызь Н. А., Лызь А. Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 50‒57.

Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Гусаковский [и др.]; под ред. М. А. Гусаковского. Минск, 2004. URL: http://www.charko.narod.ru/ tekst/monogr/2_5.htm (дата обращения: 10.07.2019).

Флиер А. Я. Культура как система институтов посредничества [Электронный ресурс] // Культ культуры. 2016. № 3. URL: http://cult-cult.ru/culture-as-a-system-of- mediation-institutions/ (дата обращения: 10.08.2019).