Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Слюсар В. Н.
ПРОМЕТЕЕВСКИЙ И ИОАННОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТЫ НАСИЛИЯ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №3. Философия. Философия. - С. 21-29.
Заглавие:
ПРОМЕТЕЕВСКИЙ И ИОАННОВСКИЙ ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТЫ НАСИЛИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-21-29УДК: 316.422+316.485.26
Аннотация:
В статье рассматриваются взгляды В. Шубарта, И. Ильина, А. Бурганова относительно особенности социальной активности прометеевского и иоанновского чело- века. Отмечается, что структурные социальные трансформации представляют собой перманентную смену эонических архетипов (доминантные для конкретных эпох прообразы), которые способны охватывать масштабы наций, рас и даже человечества. Исторический процесс зависит от доминирования архетипа, что выражается в образовании базового типа личности: гармоничного, героического, аскетического или мессианского. Период второй половины XV — первой половины XVI в. — это переход к прометеевской эпохе, в которой утверждается героиче- ский архетип. Последующая эпоха — иоанновская и соответствующий ей мессианский архетип.
Двигателем социальной активности как субъекта насилия является первобытный страх. Он — источник стремления прометеевского человека к авторитету, к гарантиям порядка как в социальной жизни, так и в нем самом. Особенностью про- метеевской культуры, определяющей насильственный характер деятельности прометеевского человека, является доминирование маскулинных черт, смысложизненные установки на порядок, желание владеть собственностью. Прометеев- ской культуре противопоставляется иоанновская. Иоанновский человек выступает субъектом непрямого насилия, реализуемого на основе принципа мессианизма относительно необходимости сохранить духовную свободу во имя спасения души, отрицая стремление населения к благополучию.
Сдерживание насильственной деятельности прометеевского человека происходит вследствие социальной деятельности «честных и принципиальных».
Ключевые слова:
насилие, прометеевская культура, иоанновская культура, про- метеевский человек, иоанновский человек, архетип.
Список литературы:
1. Шубарт В. Европа и душа Востока. — М.: Русская идея, 2000. — 443 с.

2. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реаль- ности // Социологические исследования. — 2002. — № 5.

3. Бурганов А. Человек свободный. Философия источников саморазвития (с а- модостаточности) человека. — М.: Каллиграф, 2011. — 360 с.

4. Ильин И. А. О национальном призвании России (ответ на книгу Шубарта) // Шубарт В. Европа и душа Востока. — М.: Русская идея, 2000.

5. Слюсар В. Н. Л. Н. Гумилев о проблемах взаимодействия этносов // Евразий- ство и мир. — 2014. — № 3.