Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Шинкарева Н. А.
,
Зайцева О. Ю.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №4. Педагогика. Педагогика. - С. 202-212.
Заглавие:
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-4-202-212УДК: 373.2
Аннотация:
В статье представлен анализ аксиологических детерминант гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Авторами дифференцированы различия полоролевого и гендерного подходов в дошкольном образовании. Конкретизированы негативные последствия полоролевого подхода к моделированию образовательной среды. Опираясь на методологическое обоснование гуманистической парадигмы образования конкретизировано понятие гендерной компетентности педагога как профессионально значимой позиции воспитателя, ориентированной на эгалитарные ценности, моделирование образовательной среды, формирующей социальные аспекты пола. Диагностическим стандартом оценки уровня развития гендерной компетентности педагога стал метод самоэкспертизы, включающий оценку уровня развития как каждой из выделенных компетенций, так и совокупного уровня развития, которые дифференцированы на методический, продуктивный и репродуктивный. Особенностью организации процесса становления гендерной компетентности воспитателя является его ориентация на андрагогические принципы обучения. Система взаимодействий в различных коммуникативных средах включала 4 этапа ― ориентировочный, познавательный, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный.
Ключевые слова:
гендерная культура, педагогическая компетентность, личностно ориентированное взаимодействие, уровни управления, полоролевой подход, гендерный подход, профессионально значимая позиция воспитателя.
Список литературы:
1. Барабанова З. П. Организация образовательного взаимодействия между педагогом и учащимися // Современные наукоемкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 40–42.

2. Гендерная психология: практикум / под ред. И. С. Клециной. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 496 с.

3. Кошелев С. С. Технология развития субъективности педагога в профессиональном обучении // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 4. — С. 21–26.

4. Костикова И. Перспективы гендерного образования в России: взгляд педагога // Высшее образование в России. — 2001. — № 2. — С. 68–75.

5. Методика и методология гендерного образования в средней школе: учеб.-метод. пособие. ― Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2004. — 203 с.

6. Петровский А. В. К вопросу о понимании личности // Вопросы психологии. — 1998. — № 1–2. — С. 40–47.

7. Федотова Е. Л. Продуктивное взаимодействие как основа современного образовательного процесса // Гуманитарный вектор. — 2015. ― № 1 (41). — С. 35–40.