Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Лынша О. Б.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ ПРИ ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩАХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ ХХ в. // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2022. №1. . - С. 3-14.
Заглавие:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ ПРИ ГОРОДСКИХ УЧИЛИЩАХ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753X-2022-1-3-14УДК: 947.083(571.63)
Аннотация:
В статье рассматривается государственная программа ускоренной под-готовки учителей на Дальнем Востоке в начале ХХ в. на примере организации педагогических курсов при городских училищах. Появление этих курсов явилось следствием высоких темпов развития начального образования в России. Препятствием к открытию новых школ часто служило отсутствие учителя. Это заставляло министерство искать пути ускоренной профессиональной подготовки учителей. В 1900 г. были утверждены «Правила о педагогических курсах для подготовки учителей и учительниц». Курсы разрешалось открывать при городских училищах, женских гимназиях и прогимназиях сроком на один год. Обучение на курсах было бесплатным, их финансировала казна. Предполагалось, что ежегодно курсы при училище будут оканчивать десять кандидатов на учительские должности. Для Дальнего Востока, где не имелось специальных педагогических учебных заведений, открытие курсов стало возможностью оперативного пополнения учительских кадров. В Хабаровске в 1899 г. впервые открылись педагогические курсы при городском училище. Развитие педагогических курсов на Дальнем Востоке сдерживалось небольшим числом городских училищ, при которых они могли бы существовать. Программа введения в России всеобщего начального обучения дала новый толчок для решения вопроса срочной подготовки педагогических кадров. В 1907 г. Министерством просвещения были разработаны «Правила о двухгодичных и трехгодичных курсах», которые предусматривали ускоренную подготовку учителей начальных классов при городских училищах по Положению 1872 г. Учебные планы педагогических курсов представляли сокращенную программу обучения в учительских семинариях. Именно к этому периоду относится учреждение курсов во всех городах Дальнего Востока. В течение 1909–1914 гг. были открыты педагогические курсы: в 1909 г. — Никольск-Уссурийском, в 1910 г. — в Благовещенске, в 1911 г. — в Петропавловске-на-Камчатке, в 1913 г. — в Николаевске-на-Амуре, в 1914 г. — во Владивостоке. Особенно важным являлось открытие педагогических курсов для отдаленных территорий восточной окраины страны, например, для Камчатки. Педагогические курсы стали первенцем специального педагогического образования на полуострове. Опыт работы педагогических курсов положил начало практике ускоренной подготовки учителей.
Ключевые слова:
педагогические курсы, учитель, начальная школа, городские училища, Дальний Восток, Благовещенск, Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Никольск-Уссурийск, Петропавловск-Камчатский
Список литературы:
1. Иваницкий Н. С. Нужды народного образования в крае // Материалы по изучению Приамурского края. Хабаровск, 1914. Вып. XIX. 100 с. Текст: непосредственный.

2. Колосков Г. Из истории народного образования на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1957. 68 с. Текст: непосредственный.

3. Лынша О. Б. Проведение педагогических курсов // История образования в Ни-кольске-Уссурийском. 1882–1922 гг. Владивосток: Изд-во Дальневост. федер. ун-та, 2018. С. 175–180. Текст: непосредственный.

4. Масалов Г. А. Горячее сердце учителя. Хабаровск: Хабаров. кн. изд-во, 1968. 255 с. Текст: непосредственный.

5. Позняк Т. З. Учителя Благовещенска на курсах повышения квалификации в Москве и Петербурге (начало ХХ в.) // Проблемы истории образования на Дальнем Востоке. Уссу-рийск: Изд-во ДВФУ, 2013. Вып. 3. С. 17–29. Текст: непосредственный.

6. Романов В. Становление педагогического образования в Приамурье. Страницы истории. Книга I (конец XIX в. — 1955 г.). Хабаровск: Изд-во ДВГТУ, 2006. 192 с. Текст: непосредственный.

7. Троицкая Н. А. Школа для учителя: о курсах повышения квалификации учителей начальной школы в Приамурском крае (1913 г.) // Школа для учителя. Курсы повышения квалификации учителей начальных народных училищ Приамурского генерал-губернаторства в 1913 г. Документы и материалы. Владивосток: Изд-во Российского госу-дарственного исторического архива Дальнего Востока, 2010. С. 3–14. Текст: непосред-ственный.

8. Фармаковский Вл. Деятельность Министерства народного просвещения в области начального народного образования в последнее десятилетие (1894–1903) // ЖМНП. 1904. СССLII. Март, апрель. С. 1–61. Текст: непосредственный.

9. Циунчик И. Просвещение на Камчатке в связи с главнейшими историческими эпохами. Петропавловск-на-Камчатке: Типография при канцелярии Камчатского губер-натора, 1913. 59 с. Текст: непосредственный.