Научные журналы
Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
РУСENG
Вход

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Бахтияр А.
Музыкальные инструменты Тенгри // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2015. №3. . - С. 65-80.
Заглавие:
Музыкальные инструменты Тенгри
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2306-753X-2015-3-65-80УДК: 681.81
Аннотация:
Лишь со второй половины прошедшего века просвещенный мир заговорил еще об одной мировой мировоззренческой традиции – Тенгри. В трудах учёных предыдущего времени эта традиция называлась «алтайским шаманизмом», «культом предков» и т. д. Сейчас мы только начинаем осознавать ее значение для духовного опыта человечества, ее духовное содержание, масштабы распространения по просторам Евразии и за ее пределами.
То, что Тенгрианство – мировоззрение, то есть весь комплекс отношений с природой, с ландшафтом, в котором сформировался этнос, Картина Мира, позволяет ему сохраниться под слоем позднее пришедших Буддизма, Христианства, Ислама и засветить их изнутри живым дыханием культурных традиций, оставаясь, при этом, порой, мало замеченным.
Идея данной работы – составить карту географического распространения музыкальной традиции Тенгри, а значит и тенгрианского мировоззрения, рассматривая ареалы распростра-нения музыкальных инструментов – носителей сути, души этого мировоззрения.
Действительно, музыка – явление не материальное, но музыкальные инструменты – это та ее небольшая область, где ее содержание материализуется в предметах «твердой» материи.
Ключевые слова:
тенгрианство, музыкальные инструменты, мировоззрение, ареал распространения
Список литературы:
1. Аманжол Б. О сакрально-пространственном анализе // Контонация: перспективы музыкального искусства и науки о музыке: м-лы международного инструментоведческого конгресса. – СПб: РИИИ, 2011.

2. Атабек А. Йолыг — тегин. Памятник Куль-Тегина. – Алматы 2000.

3. Аманжол Б. Музыка как язык. – Курмангазы, 2014.

4. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев // Инструментальная музыка казахского народа. – Алма-Ата: Өнер, 1985. – 152 с.

5. Аманжол Б. Сакральное пространство тембров казахской музыки. Мысль № 8.2010, Алматы:«Дәуір»,51-56. Также: Musiqi Dünүasi (Музыкальный мир). № 1-2. Баку, 2002, 146-150

http://harmony.musigi-dunya.az/harmony/RUS/archclouse.asp?iss=6&prt=8.

6. Музыкальная энциклопедия. – Москва: Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973-1982.

7. Муз.-энциклоп.словарь. – Москва, 1990.

8. Северная энциклопедия – М.: Европейские издания, 2004. – 1200 с.

9. Мухамбетова А. И. Проблема древнетюркского субстрата в культурах западно-казахстанского кюя и среднеазиатского макома //Казахский кюй. – Алматы, 2002.

10. Cavalli-Sforza, L. L., Menozzi, P. & Piazza - The History and Geography of Human, 18, 1994.

11. Oppenheim, A. Leo. 1977 [1964]. Ancient Mesopotamia: Portrait of a Dead Civilization / Revised and completed by Erica Reiner. Chicago: University of Chicago Press; 1990.