Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Кальмина Л. В.
ДИСЛОКАЦИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАСТЕРСКИХ В 1900–1910-Е ГГ.: ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ПОЛИТИКА? // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2018. №2. . - С. 54-59.
Заглавие:
ДИСЛОКАЦИЯ ЗАБАЙКАЛЬСКИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАСТЕРСКИХ В 1900–1910-Е ГГ.: ТЕХНОЛОГИЯ ИЛИ ПОЛИТИКА?
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753X-2018-2-54-59УДК: 94:625.1(571.5)
Аннотация:
В статье на основе архивных документов исследуется процесс принятия решения о
переносе главных железнодорожных мастерских Забайкальского участка Трансси-
бирской магистрали из Читы в Верхнеудинск. Технические причины — неудачный
выбор в Чите места под мастерские из-за промерзания грунта — не объясняют их
передислокацию за сотни верст. Автор выдвигает версию о необходимости переноса
мастерских в Верхнеудинск для обслуживания будущей Кяхтинской железнодорож-
ной ветки, которая должна была пройти через Монголию до Пекина и соединиться у
Верхнеудинска с Транссибирской магистралью. Очевидно, что Верхнеудинск как
центр торгово-промышленного района и точка соединения будущей ветки с Транс-
сибом больше подходил для этой роли. Документы показывают, что в Верхнеудин-
ске понимали целесообразность такого решения задолго до того, как ее осознал
официальный Петербург.
Ключевые слова:
Верхнеудинск, Чита, железная дорога, железнодорожные мастерские, дислокация, городская дума, городской голова, Кяхтинская ветка.
Список литературы:
1. Котов А.С. Общая записка, составленная на основании рекогносцировочных данных по

обследованию железнодорожного пути Верхнеудинск – Кяхта. – Верхнеудинск: Типография А. К.

Кобылкина, 1911. – 11 с.

2. Улан-Удэ – 350: история и современность: В 2 т. Т. I. XVII – начало ХХ в. / под ред. Б. В. Ба-

зарова. – Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2016. – 372 с.

3. Захарова Е. В. Верхнеудинская женская гимназия в документах Государственного архива

Республики Бурятия // Региональные архивы: история и современность: материалы науч.-практ.

конф., посв. 90-летию образования Архивной службы Республики Бурятия и 135-летию со дня ро-

ждения В. П. Гирченко, историка, архивиста, организатора архивного дела в Бурятии (г. Улан-Удэ,

28 нояб. 2013 г.). – Улан-Удэ: НоваПринт, 2013. – С. 126 – 131.

4. Государственный архив Республики Бурятия (ГАРБ). Ф. 10. Оп.1. Д. 2256.

5. ГАРБ. Ф. 10. Оп.1. Д. 577.

6. Кальмина Л. В. Города Забайкалья после проведения Транссибирской магистрали: смена

экономического статуса // Экономика и власть в Сибири: исторический опыт взаимодействия и со-

временность: сб. науч. ст. / под ред. Е. В. Демчик. – Барнаул: Изд-во АПИКРО, 2007. – С. 7–23.

7. Кальмина Л. В. Верхнеудинская ярмарка как социокультурный феномен // Иркутский ис-

торико-экономический ежегодник. – Иркутск: Издательство БГУЭП, 2015. – С. 420–426.

8. Труды совещания 1906 г. в г. Иркутске о путях сообщения в Сибири: В 2 т. Материалы.

Т. II. / под ред. В. Попова. – Иркутск: Издание канцелярии Иркутского Генерал-Губернатора, 1908. –

479 с.

9. Район Кяхтинской железной дороги в экономическом отношении / под ред. П. П. Червин-

ского. – Санкт-Петербург: Тип. т-ва С. Суворина «Новое время», 1913. – 212 с.