Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Дворовенко Н. Н.
МОДЕЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: МЕТОДОЛОГИЯ, СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2021. №1. . - С. 17-39.
Заглавие:
МОДЕЛЬ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА: МЕТОДОЛОГИЯ, СТРУКТУРНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ, КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2021-1-17-39УДК: 37.022, 37.026
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос о структурных и содержательных составляющих понятия ИКТ-компетентности педагогов, и в их числе понятие компетентности, в аспектах, которые ранее не освещались. Проблематика и развитие вопроса показываются на примерах анализа важнейших для педагогов документов. В составе большого ряда проблем отсутствие информации по основаниям для структурирования, формализации и универсализации требований к ИКТ-компетенциям педагогов, отсутствие рекомендаций по лексическому представлению формулировок компетенций. Выдвигаются конкретные предложения по ряду вопросов, приводится их методологическое обоснование. Предлагаются перечень ключевых ИКТ-компетенций и модель оценивания ИКТ-компетентности педагога в целом.
Ключевые слова:
компетентность, ключевые ИКТ-компетенции педагогов, модель ИКТ-компетентности педагога, профессиональный стандарт «Педагог», педагогические технологии, методология
Список литературы:
Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. Москва, 2006. 72 с. Текст: непосредственный.

Витвицкая Л. А. Компетентностный подход в университетском образовании // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 11(130). С. 176–182. Текст: непосредственный.

Гурина Р. Как измерить профессиональную компетентность // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 82–89. Текст: непосредственный.

Дворовенко Н. Н. Математические закономерности в опыте анализа результатов обучения с использованием ДОТ некоторых категорий педагогов в модуле «ИКТ» программ курсов повышения квалификации // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 67–78. Текст: непосредственный.

Дворовенко Н. Н. Модель структуры ИКТ-компетентности педагогов // Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: от настоящего к будущему: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 22‒23 марта 2016 г.): в 2 ч. / ред. кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. Ч. 1. С. 142–152. Текст: непосредственный.

Дворовенко Н. Н. Феномен интеграции информационно-коммуникационных технологий и современных педагогических технологий как вызов использованию тради- ционных подходов в новой образовательной среде // Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе: от настоящего к будущему: материалы всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 22‒23 марта 2016 г.): в 2 ч. / ред. кол.: Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова и др. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. Ч. 1. С. 49–57. Текст: непосредственный.

Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 4. С. 34–42. Текст: непосредственный.

Ильин Е. П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 138–148. Текст: непосредственный.

Кротков Е. А., Носова Т. В. Диагностика // Энциклопедия эпистемологии и фи- лософии науки / под ред. И. Т. Касавина. Москва: «Канон+», 2009. С. 179–181. Текст: непосредственный.

Новиков А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и препо- давателей педагогики. Москва: Эгвес, 2010. 208 с. Текст: непосредственный.

Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации / С. А. Пилипенко, А. А. Жидков, Е. В. Караваева, А. В. Серова // Высшее образование в России. 2016. № 6(16). С. 5–15. Текст: непосредственный.

Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. Москва: Когито-Центр, 2002. 396 с.; Raven J. (1984/1997). Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Un- ionville, New York: Royal Fireworks Press, 1984. URL: www.rfwp.com (First published in 1984 in London, England, by H. K. Lewis) (дата обращения: 05.03.2019). Текст: электронный.

Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. Ю. И. Турчаниновой и Э. Н. Гусинского. Москва: Когито-Центр, 1999. 142 с.; Raven J. The Tragic Illusion: Educational Testing. New York: Trillium Press; Oxford, England: Oxford Psychologists Press, 1991. 108 р. Текст: непосредственный.

Сенашенко В. С., Медникова Т. Б. Компетентностный подход в высшем образо- вании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46. Текст: непосредственный.

Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Пет- рова (гл. ред.) и Л. С. Шаумяна. Изд. 6-е, перераб. и доп. Москва: Сов. энциклопедия, 1964. 784 с. Текст: непосредственный.

Стариченко Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. 2015. № 7. С. 6–15. Текст: непосредственный.

Третьякова Т. В. Педагогические измерения, их роль в оценивании качества об- разования // Вестник СВФУ. 2013. Т. 10, № 4. С. 116–120. Текст: непосредственный.

Уваров А. Ю. Структура ИКТ-компетентности учителей и требования к их под- готовке: рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0 // Информатика и образование. 2013. № 1(240). С. 26–40. Текст: непосредственный.

Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е. Москва: Изд-во политич. литературы, 1987. 590 с. Текст: непосредственный.

Шаронова С. А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социс. 2008. № 1. С. 138–145. Текст: непосредственный.

Шилова О. Н., Лебедева М. Б. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения: методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. Москва: ИНТУИТ.РУ, 2006. 132 с. Текст: непосредственный.

Шилова О. Н. Педагогические модели инновационного использования информационных технологий в образовании // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научной конференции (17‒28 ноября 2014 г.). Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 193. Текст: непосредственный.

Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2. С. 30–34. Текст: непосредственный.

Stoof A., Martens R. L., Jeroen J. G. van Merrienboer. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / пер. с англ. Е. Орел // Open University of the Netherlands. URL: http://www.ht.ru/cms/staff/426---------1 / (дата обращения: 05.03.2019). Текст: электронный.