Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Шинина Т. В.
,
Морозова И. Г.
ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2021. №2. . - С. 76-80.
Заглавие:
ЛИЧНОСТНАЯ АВТОНОМИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В РОССИЙСКОЙ И ВЬЕТНАМСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-513- 92001 «Кросс-культурные особенности взаимодействия значимого взрослого и ре- бенка в России и Вьетнаме».
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2021-2-76-80УДК: 159.922.7(470+597)
Аннотация:
В статье представлены материалы исследования, проведенного на выборке из диад родителей и детей раннего возраста. В исследовании приняли 50 диад из России (Москва, Екатеринбург) и Вьетнама (Нячанг) с детьми в возрасте от 10 до 12 месяцев (M=10,04; SD=0,45), из которых 65% были женского пола. Все респонденты из Вьетнама общались с ребенком на вьетнамском языке с дальней- шим транскрибированием текста и переводом на русский язык. Выборка уравно- вешена по социально-экономическому статусу семьи, возрасту, полу. Для оценки видеопротоколов использовали шкалу «Коммуникативных сигналов ребенка», для изучения социально-эмоционального развития ребенка — шкалу развития Bayley-III. Наблюдения были закодированы с помощью программного обеспечения «TheObserver XT-15». Математическая обработка данных — стат. пакет SPSS 26.0. Исследование показало, что развитие личностной автономии в российской и вьет- намской культуре связано с высоким уровнем исследовательской активности ре- бенка в процессе взаимодействия с родителем, дающим возможность ребенку са- мому проявить интерес к предметам и игрушкам, так уровень индикатора «Чув- ствительность к взрослому» имеет обратную корреляцию с индикатором «Инициа- тива к предмету» (r= -0,444 приp≤0,001 по Спирмену) и «Предметная деятельность (r= -0,400 при p≤0,001 по Спирмену).
Ключевые слова:
метод наблюдения, ранний возраст, личностная автономия, ви- деоанализ, Observer-XT, схемы кодирования.
Список литературы:
Открытая профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимо- действия: векторы развития психологического инструментария / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина, Н. Р. Ирганшев [и др.] // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2018. № 3(48). C. 5–24. Текст: непо- средственный.

Галасюк И. Н. Семейная психология: методика «Оценка детско-родительского вза- имодействия». Evaluation of child-parent interaction (ecpi-2.0): практическое пособие / под ре- дакцией И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. Москва: Юрайт, 2019. 223 с. Текст: непосредственный.

Галасюк И. Н., Шинина Т. В. Оценка детско-родительского взаимодействия. Evalua- tionofchild-parentinteraction (ECPI). Москва: Перспектива, 2017. 304 с. Текст: непосредственный.

Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина, А. А. Шведовская [и др.] // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 6. С. 47–62. Текст: непосредственный.

Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста: кол- лективная монография / Л. В. Токарская, М. А. Лаврова, Н. И. Бакушкина [и др.]; под редак- цией Л. В. Токарской; Уральский федеральный университет имени первого Президента Рос- сии Б. Н. Ельцина. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2019. 206 с. Текст: непосред- ственный.

Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18‒37. Текст: непосредственный.

Поливанова К. Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психо- логия. 2016. Т. 5, № 2. С. 5‒10. Текст: непосредственный.

A Norwegian prospective study of preterm mother–infant interactions at 6 and 18 months and the impact of maternal mental health problems, pregnancy and birth complications / A. R. Mis- und, S. Braten, P. Nerdrumаt [аt al.] // BMJ Open. 2015. Vol. 6. P. 1‒13.

Developmental Origins of Infant Emotion Regulation: Mediation by Temperamental Negativity and Moderation by Maternal Sensitivity / J. C. Thomas, N. Letourneau, T. S. Campbell [аt al.] // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53, no 4. P. 611‒628.

Randomised trial of a parent-mediated intervention for infants at high risk for autism: longitudinal outcomes to age 3 years / J. Green, A. Pickles, G. Pasco [аt al.] // Journal of Child Psy- chology and Psychiatry. 2017. Vol. 58, nо. 12. P. 1–11.

Shinina T. V., Mitina O. V. Design and Validation of the «Adolescents’ Readiness for In- dependent Living» Questionnaire: Assessment and Development of Life Skills. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2019. Vol. 24, no. 1. Р. 50–68.