Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Рулиене Л. Н.
,
Ли Ю. А.
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — КЛЮЧЕВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2023. №4. . - С. 54-60.
Заглавие:
САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ — КЛЮЧЕВОЕ ДОСТИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНОЙ ТЕОРИИ НАУЧЕНИЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2023-4-54-60УДК: 159.923
Аннотация:
Статья посвящена выявлению потенциала феномена «самоэффек- тивность» для решения задач научно-педагогических исследований. Методологи- ческим основанием служит социально-когнитивная теория личности А. Бандуры. Использован метод аспектного анализа научных публикаций, посвященных соци- ально-когнитивной теории личности. Во введении определена необходимость изучения самоэффективности как компонента профессионального самосознания. Обзор психолого-педагогических публикаций показал, что одним из востребован- ных направлений исследования самоэффективности является изучение влияния данного феномена в контексте профессиональной деятельности педагога. Пока- зано, как развивалась теория социального научения в 1977‒1986 гг. Выявлено прикладное значение социально-когнитивной теории научения — влияние убеж- денности в своей эффективности на профессиональную успешность. Раскрыта сущность модели ожидания личной эффективности и ее современная интерпрета- ция. Отмечено достижение японско-финской научной группы, установившей, что опыт мастерства является самым сильным источником самоэффективности, а опыт повышения квалификации наиболее мощно влияет на развитие самоэффек- тивности. Высказано предположение о том, что самоэффективность может осо- бенным образом влиять на успешность деятельности преподавателей, не имею- щих базового профессионально-педагогического образования, численность кото- рых в профессиональных образовательных учреждениях составляет от 20 до 96%.
Ключевые слова:
самосознание, самоэффективность, социально-когнитивная теория личности, научно-педагогическое исследование, профессиональная дея- тельность педагога.
Список литературы:
Бандура А. Теория социального научения. Санкт-Петербург: Евразия, 2000. 318 с. Текст: непосредственный.

Гончар С. Н. Самоэффективность как профессиональное качество будущих педаго- гов-психологов // Педагогическое мастерство: материалы I Международной научной кон- ференции (г. Москва, апрель 2012 г.). Москва: Буки-Веди, 2012. С. 250‒253. Текст: непо- средственный.

Самоэффективность личности как ресурс повышения результативности педагогиче- ской деятельности / Н. В. Гордиенко, Д. А. Айрапетова, М. Б. Гагиева [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3. Педагогика и психология. 2018.

№ 2(2018). С. 15‒21. Текст: непосредственный.



Межкультурная компетентность и самоэффективность учителя в мультикультурной среде / О. С. Павлова, О. Е. Хухлаев, А. А. Бучек [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. Вып. 19, № 1. С. 45‒60. Текст: непосредственный.

Рощина Г. О. Самоэффективность педагога инклюзивного образования: от «выучен- ной беспомощности» до профессиональной самооценки // Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 2(2). С. 47‒54. Текст: непосредственный.

Шишлова Е. Э. Структурно-функциональный анализ феномена самоэффективности преподавателя вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 5(102). С. 212‒214. Текст: непосредственный.

Akie Yada, Asko Tolvanen, Olli-Pekka Malinen, Kyoko Imai-Matsumura, Hiroshi Shi- mada, Rihei Koike, Hannu Savolainen. Teachers' self-efficacy and the sources of efficacy:

A cross-cultural investigation in Japan and Finland // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 81. P. 13‒24. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0742051 X1831610X (accessed: 20.05.2023).

Albert Bandura. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change, Advances in Behaviour Research and Therapy. 1978. Vol. 1. Is. 4. P. 139‒161. URL: https://doi.org/ 10.1016/ 0146-6402(78)90002-4 (accessed: 20.05.2023).