Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Ибрагимов Г. И.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. №1. . - С. 17-26.
Заглавие:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Финансирование:
Коды:
УДК: 378.147
Аннотация:
Автором обосновывается тезис о том, что на современном этапе социально-экономического развития проблемность становится нормой профессиональной деятельности. На основе анализа основных ожиданий работодателей от выпускников высшей технической школы, а также опираясь на законы педагогики, сформулированные А. М. Новиковым, выделены основные требования к современной модели обучения в высшей школе. Обоснован вывод о том, что в современном высшем образовании проблемно-ориентированное обучение следует рассматривать как базовый тип обучения, своего рода системную основу, позволяющую интегрировать педагогические возможности и других технологий обучения. Раскрыты три ведущие тенденции развития проблемного обучения. Первая тенденция обусловлена интенсивным развитием информационно-компьютерных средств и их интеграцией в систему образования. Применительно к проблемному обучению это выражается в активном становлении проблемно-интерактивной технологии обучения, в основе которой лежит взаимодействие как минимум трех базовых технологий — проблемного, интерактивного и компьютерного обучения. Вторая тенденция прямо связана с одним из основных понятий проблемного обучения — проблемной ситуацией, создание которых в процессе обучения в целях формирования разного рода компетенций в современном образовании становится одним из основных дидактических средств. Третья тенденция связана с процессами интеграции в дидактике. Она проявляется в развитии таких направлений, как: проблемно-ситуативное, проблемно-деятельностное, проблемно-модульное, проблемно-проектное, проблемно-целевое, проблемно-игровое, проблемно-интегративное и др.
Ключевые слова:
высшее образование, компетентностный подход, ключевые компетенции, проблемное обучение, тенденции развития проблемного обучения.
Список литературы:
1. Бозиев Р. С. Отечественная педагогика и образование: между прошлым и будущим / Р. С. Бозиев, А. И.Донцов // Педагогика. — 2016. — № 1. — С. 3–11.

2. Ибрагимов Г. И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Инновации в образовании. — 2013. — № 5. — С. 14–26.

3. Ибрагимов Г. И. Дидактические условия совершенствования лекции в рамках информатизации образования / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Р. Г. Гайнутдинов // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2014. — №3. — С. 73–77.

4. Карпов А. О. Три модели обучения / А. О. Карпов // Педагогика. — 2009. — № 8. — С. 14-26.

5. Махмутов М. И. Некоторые особенности проблемного обучения / М. И. Махмутов // Советская педагогика. — 1970. — № 9. — С. 49–57.

6. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Вопросы теории / М. И. Махмутов. — М.: Педагогика, 1975. — 368 с.

7. Мухаметзянова Г. В. Концепция развития системы среднего профессионального образования в Республики Татарстан / Г. В. Мухаметзянова, В. П. Ширшов, Г. И. Ибрагимов. — Казань: ИСПО РАО, 1999. — 32 с.

8. Новиков А.М. Основания педагогики / А. М.Новиков. — М.: Эгвес, 2010. — 208 с.

9. Развитие сферы образования и социализации в Российской Федерации в средне-срочной перспективе // Вопросы образования. — 2012. — №1. — С. 6–58.

10. Рожков К. Л. Интерактивная лекция в обучении маркетологов / К. Л. Рожков // Вестник высшей школы. — 2014. — №11. — С. 59–62.

11. Толкачева К. К. Экспертный семинар как форма реализации целей проблемно-ориентированного обучения специалистов в области техники и технологии / К. К. Толкачева: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Казань, 2015. — 24 с.