Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Сыдыкова Е. С.
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2024. №3. . - С. 7-16.
Заглавие:
ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПЕРЕМЕН
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2024-3-7-16УДК: 37.017:392.3
Аннотация:
В статье представлены результаты изучения влияния родителей на формирование этнической идентичности в условиях глобальных перемен. В работе актуализируются вопросы сохранения и развития идентичности бурятского этноса. Авто- ром раскрываются такие понятия, как «этническая идентичность», «вовлеченность родителей», «межпоколенная этнокультурная трансмиссия». Результаты теоретического анализа актуализируют проблему формирования этнической идентичности у молодого поколения. В качестве основных условий формирования этнической идентичности детей названы сформированность этнической идентичности родителей, выраженность их желания формировать этническую идентичность у своих детей, а также родительская вовлеченность. Количественный анализ результатов эмпирического исследования продемонстрировал, что в группе родителей учащихся МБОУ «Жем чугская СОШ» преобладает высокий уровень сформированности этнической идентичности и положительная эмоциональная окрашенность в рассматриваемом контексте. Проведенный корреляционный анализ выявил, что существует значимая умеренная положительная корреляционная взаимосвязь между показателем вовлеченности родителей в процесс формирования этнической идентичности и уровня ее сформированности у детей. Результаты исследования подчеркивают прямое влияние родителей на формирование этнической идентичности у детей в условиях глобальных перемен.
Ключевые слова:
этническая идентичность, вовлеченность родителей, межпоколен ная этнокультурная трансмиссия, молодое поколение.
Список литературы:
Абдуганиев Н. Н. Трансляция мордовской культуры в социализации подрастающего поколения: из опыта работы библиотек Республики Мордовия // Информация и образование: границы коммуникаций. 2020. № 12(20). С. 245‒248. Текст: непосредственный.

Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 4(41). С. 102‒114. Текст: непосредственный.

Безрукова О. Н., Самойлова В. А. Этническая идентичность детей в межэтнических семьях в контексте культуры родительства // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXI, № 3. С. 114–140. Текст: непосредственный.

Благовская Е. В. Этническая идентичность как основа формирования институтов этнической идентификации в Республике Алтай: социально-философский анализ: специальность 09.00.11 Социальная философия: автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет». Чита, 2013. 22 c. Текст: непосредственный.

Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. Москва: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 c. Текст: непосредственный.

Гошин М. Е., Пинская М. А., Григорьев Д. С. Формы участия родителей в образовании детей в школах разного типа // Социологические исследования. 2021. № 5. С. 71‒83. Текст: непосредственный.

Иванов А. В. Социальный ортогенез: монография. Москва: Юрайт, 2024. 410 с. Текст: непосредственный.

Кипкеева З. С., Накохова Р. Р. Формирование этнической идентичности у младших школьников в мультикультурной образовательной среде: монография. Москва: Между- народные отношения, 2017. 132 с. Текст: непосредственный.

Кутявина Е. Е., Малышева С. К. Разноэтническая семья как среда формирования этнической идентичности личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2010. № 2(18). С. 47–52. Текст: непосредственный.

Латышина Д. И., Хайруллин Р. З. Этнопедагогика: учебник для вузов. Изд. 2, перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2024. 394 с. Текст: непосредственный.

Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей: специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования: автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; Институт образования НИУ ВШЭ. Москва, 2020. 18 c. Текст: непосредственный.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования: учебник для вузов. Москва: Юрайт, 2024. 465 с. Текст: непосредственный.

Овчарова Р. В., Николаева И. А. Родительская толерантность как фактор развития личности ребенка: монография. Москва: Юрайт, 2024. 196 с. Текст: непосредственный.

Панфилова Ю. С. Семья как институт сохранения и трансляции ценностей традиционной этнической культуры // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 325–332. Текст: непосредственный.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва: Питер, 2012. 706 с. Текст: непосредственный..

Сайфутдинова Г. Б., Титова Т. А., Гущина Е. Г. Особенности традиционной детской обрядности татар Татарстана в XXI в. // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–3. С. 246–249. Текст: непосредственный.

Сачкова М. Е. Психология среднестатусного учащегося: монография. Москва: Юрайт, 2024. 202 с. Текст: непосредственный.

Усалиева С. К. Межэтнические браки в полиэтничных регионах Казахстана // Рос- сия и мусульманский мир. 2010. № 5(215). С. 84–86. Текст: непосредственный.

Хотинец В. Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие для вузов. Изд. 2, перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2024. 122 с. Текст: непосредственный.