Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Чжао Ц.
,
Рулиене Л. Н.
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2025. №3. . - С. 67-78.
Заглавие:
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2025-3-67-78УДК: 377(510)
Аннотация:
Устойчивость системы образования в Китае привлекает внимание не только ученых-педагогов, но и исследователей в области экономики, политики.
В данной статье понятие «социализм с китайской спецификой» рассматривается как идеология (система взглядов, принципов и ценностей) и политика (практическая деятельность, направленная на реализацию идеологических установок). На основе междисциплинарного обзора научных статей установлены стратегические задачи среднего профессионального образования — культивирование большого количества технических и квалифицированных талантов, глубокая интеграция промышленности и образования, объединение учебных целей и профессиональных потребностей, создание альтернативных каналов развития академических квалификаций. Авторами представлено обобщенное определение понятия «сред-нее профессиональное образование с китайской спецификой» — теория и практика подготовки и воспитания квалифицированных работников на основе богатого культурного наследия Китая, включая трудовое воспитание, развитие профессиональной этики, профессиональных качеств и профессионального духа. Выявлены наиболее значимые характеристики исследуемого феномена: 1) формирование нравственных и образованных людей на всех звеньях профессионального образования и преподавания, обладающих высокими нравственными качествами и сильным чувством социальной ответственности; 2) усиление трудового воспитания, формирование ценностного отношения к труду как основе достойной жизни и экономического процветания, формирование готовности к усердному и добросовестному труду, воспитание бережливого, прилежного работника; 3) совершенствование системы ученичества как способа передачи навыков, формы трудовых отношений, механизма социального управления, основы социальных от-ношений, института подготовки квалифицированных кадров.
Ключевые слова:
социализм с китайской спецификой, среднее профессиональное образование с китайской спецификой
Список литературы:
1. Бальчиндоржиева О. Б., Цырендоржиева Д. Ш. Теория социализма с китайской спецификой: сущность, тенденции развития, связь с модернизацией Китая // Вестник ЗабГУ. 2013. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsializma-s-kitayskoy-spetsifikoy-suschnost-tendentsii-razvitiya-svyaz-s-modernizatsiey-kitaya (дата обращения: 15.10.2025). Текст: электронный.

2. Боревская Н. Система образования с китайской спецификой // Народное образование. 2003. № 7. С. 38–45. Текст: непосредственный.

3. Исследование проектной модели трудового воспитания для интеграции труда и инноваций / Го Хайпин, Лю Чжэнь, Лю Цзяннин [и др.] // Лабораторная наука. 2025.

№ 28(04). С. 149–152. Текст: непосредственный.

4. Дубкова О. В. К проблеме определения базовых ценностей в картине мира китайцев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 3(832). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-bazovyh-tsennostey-v-kartine-mira-kitaytsev (дата обращения: 18.10.2025). Текст: электронный.

5. Ли Ч. Диалектика Си Цзиньпина и китайская модернизация: теория, особенности и практика // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2023. Т. 29, № 3. С. 220–240. Текст: непосредственный.

6. Мантатов В. В., Мантатова Л. В. Марксизм-ленинизм и социализм с китайской спецификой в новую эпоху // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2025. № 2. С. 3–17. Текст: непосредственный.

7. Мэн Юйфэн «Социализм с китайской спецификой» в эпоху Си Цзиньпина: о концептуальных основаниях в официальном политическом дискурсе КНР // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 2. Текст: непосредственный.

8. Никитюк В. А. Принцип «сяокан» в деятельности Дэн Сяопина: построение социализма с китайской спецификой // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 4–1. Текст: непосредственный.

9. Панова Л. Д., Мэнчжу Ван. Тенденции развития педагогического образования в Китае // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 3(73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-kitae (дата обращения: 20.10.2025). Текст: электронный.

10. Перская В. В., Ревенко Н. С. «Сделано в Китае 2025»: китайский опыт обеспечения задач национального развития // Азия и Африка сегодня. 2020. Вып. 7. C. 19–25. DOI: 10.31857/S032150750010100-2. Текст: непосредственный.

11. Пивоварова Э. П. Социализм с китайской спецификой. Москва: Форум, 2011. 352 с. Текст: непосредственный.

12. Романенко М. В. Государство и процессы модернизации в современном Китае // Вестник ГУУ. 2015. № 11. Текст: непосредственный.

13. Самойлова М. П., Тесная А. Ю. Конфуцианство в политике социализма с китайской спецификой // Juvenis scientia. 2017. № 11. Текст: непосредственный.

14. Скосырев В. А. К вопросу о терминологическом определении партийно-государственной системы КНР // Восточная Азия: прошлое, настоящее, будущее. 2020. Текст: непосредственный.

15. Сун Лэй «Китайский путь» — путь социализма с китайской спецификой // Власть. 2017. № 11. Текст: непосредственный.

16. Сунь Цзяо. Актуализация общественной ценности «трудолюбие» в китайских чэнъюй (на материале «Си Цзиньпин о государственном управлении») // Евразийский гуманитарный журнал. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-obschestvennoy-tsennosti-trudolyubie-v-kitayskih-chenyuy-na-materiale-si-tszinpin-o-gosudarstvennom-upravlenii (дата обращения: 22.10.2025). Текст: электронный.

17. Хао Лун. 100-летие КПК и государственное строительство // Обозреватель — Observer. 2022. № 9–10. С. 392–393. Текст: непосредственный.

18. Хэ Цзопин. Предпосылки формирования теории социализма «с китайской спецификой» // Социология власти. 2011. № 2. Текст: непосредственный.

19. Чжан Ханьхуэй. Что такое социализм с китайской спецификой? Об идейных основах успешной модернизации Китая // Труд. 2021. 21 мая. URL: https://www.trud.ru/article/21-05-2021/1403246_chto_takoe_sotsializm_s_kitajskoj_spetsifikoj.html (дата обращения: 22.10.2025). Текст: электронный.

20. Чжао Жун, Сюй Фэнцай. Феномен китайской социальной мобилизации в интерпретации российских ученых // Мир русскоговорящих стран. 2021. № 4(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kitayskoy-sotsialnoy-mobilizatsii-v-interpretatsii-rossiyskih-uchenyh (дата обращения: 20.10.2025). Текст: электронный.

21. Чжао Тао. Строительство и практика «три в одном», три уровня и пять звеньев: модель трудового образования // Huanggang профессионально-технического колледжа, 2025. № 27(04). С. 19–22. Текст: непосредственный.

22. Чжао Ц., Рулиене Л. Н. Профессиональные средние школы в Китае: исторический и современный контекст // Современное педагогическое образование. 2025. № 8.

С. 273–278. Текст: непосредственный.

23. Чу Гоцин. Неуклонное движение по пути развития политики социализма с китайской спецификой // Знание. Понимание. Умение. 2023. № 2. Текст: непосредственный.

24. Янь Чжао. Советская и китайская модели социализма: анализ на основе исследований китайских ученых // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 3(11). Текст: непосредственный.

25. Du Jianming. Intra-Party Regulations аnd their Implementation in the PRC’s Au-thority System // Вестник ЗабГУ. 2024. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intra-party-regulations-and-their-implementation-in-the-prc-s-authority-system (дата обращения: 20.10.2025). Текст: электронный.

26. Fang W., Zheng J., Xia X. The Evolution, Development Potential and Future Path of Chinese-Style Lifelong Education Modernization. Creative Education. 2024. 15: 418–437.

27. Zhang Kate & Cerdin Jean-Luc. The Chinese Apprenticeship Model: The Spirit of Craftsmanship. 2020. 10.1002/9781119694793.ch22.