Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Осорова М. Ц.
Разработка комплекса упражнений по развитию умений монологической речи на уроках бурятского языка как второго в 4-м классе // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №1. . - С. 23-30.
Заглавие:
Разработка комплекса упражнений по развитию умений монологической речи на уроках бурятского языка как второго в 4-м классе
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2025-1-23-30УДК: 373.5.016:811.512.31
Аннотация:
В статье рассматривается разработка комплекса упражнений для обучения монологической речи на уроках бурятского языка как второго для учебно- методического комплекса (УМК) «Амар мэндэ-э!» 3-й год обучения. Технология обучения монологической речи включает три уровня развития умений: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. Неотъемлемой частью обучения монологу являются опоры, которые способствуют формированию этих умений. Поэтому для эффективного обучения монологической речи учащихся важно не только следовать этапам обучения, но и разрабатывать упражнения с использованием специфических опор, соответствующих каждому уровню развития умений. Кроме того, изучив особенности и проанализировав задания по развитию умений монологической речи в УМК «Амар мэндэ-э! 3-й год обучения», разработать комплекс упражнений на основе созданного авторами текста. Основная цель этих заданий — развитие навыков моно- логической речи у обучающихся. Концепция данного комплекса упражнений направлена на формирование способности строить монолог на заданную тему, в частности, провести виртуальную экскурсию по одному из районов Республики Бурятия. Разработанный комплекс упражнений включает три этапа работы с текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Упражнения структурированы с учетом уровня сформированности монологической речи: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. Также весь разработанный комплекс упражнений представляет собой путь к овладению целостными актами общения и образцами речевых произведений. Автором выбран подход «сверху вниз», который предполагает использование образца монолога в качестве опоры. Этот метод обладает рядом преимуществ. Во-первых, текст дает ясное представление о речевой ситуации, что позволяет преподавателю использовать его для формирования высказываний учащихся, внося лишь частичные корректировки с помощью речевых установок и упражнений. Во-вторых, правильно подобранный текст отличается высокой информативностью, что способствует достижению образовательных целей и определяет ценность высказываний учащихся. В-третьих, аутентичные тексты различных жанров обеспечивают языковую и речевую опору, служат моделями и становятся основой для создания собственных высказываний в соответствии с этими моделями
Ключевые слова:
монолог, монологическая речь, пути обучения, бурятский язык, методика преподавания бурятского как второго.
Список литературы:
Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. Москва: Просвещение, 1977. 278 с. Текст: непосредственный.

Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва: АРКТИ, 2000. 165 с. Текст: непосредственный.

Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. Изд. 3-е, стер. Москва: Академия, 2006. С. 190–223. Текст: непосредственный.

Гунжитова Г.-Х. Ц., Дугарова А. А., Шожоева Б. Д. Амар мэндэ-э!: начальный курс бурятского языка для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. 3-й год обучения. Изд. 2, доп., перераб. Улан-Удэ: Бэлиг, 2016. 160 с.; ил. Текст: непосредственный.

Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва: Логос, 2001. 384 с. Текст: непосредственный.

Кацнельсон С. Д. Порождающая грамматика и принцип деривации // Проблемы языкознания: сборник статей. Москва, 1967. Текст: непосредственный.

Нанзатова Э. П., Языкова Н. В. Методика обучения бурятскому языку как второму государственному: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. Текст: непосредственный.

Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва: Просвещение, 1991. 287 с. (Б-ка учителя иностр. яз.). Текст: непосредственный.

Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие. Изд. 2, дораб. Москва: Просвещение, 1986. 224 с. Текст: непосредственный.

Щукин А. Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учебное пособие. Москва, 2008. Текст: непосредственный.