Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Бадмаева О. Б.
Дифференцированный контроль на уроках бурятской литературы как фактор повышения уровня литературного развития обучающихся // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №1. . - С. 39-44.
Заглавие:
Дифференцированный контроль на уроках бурятской литературы как фактор повышения уровня литературного развития обучающихся
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/3033-1310-2025-1-39-44УДК: 373.5.016:821.512.31
Аннотация:
Цель. В статье утверждается целесообразность повышения уровня литературного развития обучающихся 5–11-х классов на основе дифференциации обучения. Аргументируется необходимость разработки и внедрения комплекса дифференцированных заданий, повышающих уровень литературного развития учащихся в процессе изучения художественных текстов бурятских писателей. Подчеркивается важность организации этапа промежуточного и итогового контроля в литературном образовании на основе дифференциации обучения. Приводятся примеры разработки комплекса дифференцированных заданий на основе художественных текстов бурятских писателей. Обоснована актуальность практического применения дифференцированного контроля на занятиях бурятской литературы во время изучения художественных произведений. Материалы исследования. Художественные тексты бурятских писателей, организация дифференцированного контроля на занятиях бурятской литературы. Методы. Для решения цели были использованы теоретический (анализ), сравнительный анализ, описание. Методология организации дифференцированного контроля. Представлены методические условия для дифференциации обучения бурятской литературе, обеспечивающие эффективность повышения уровня литературного развития учащихся. Выводы. Дифференцированный контроль знаний является важнейшим компонентом в процессе обучения бурятской литературе. Эффективность системы повышения уровня литературного развития обучающихся в 5–11-х классах обеспечивается учетом и внедрением идей развивающего и личностно-ориентированного обучения в школьной практике, различными методическими условиями, одним из которых является разработка комплекса дифференцированных заданий. При проведении дифференцированного контроля на уроках бурятской литературы учителю необходимо обязательно учитывать сложность литературоведческих понятий, явлений, осваиваемых обучающимися, уровень подготовки учащихся, интересы и возможности каждого ученика.
Ключевые слова:
дифференцированный контроль, литературное развитие, художественный текст, бурятская литература, творческие задания, качество обучения, уровень, тесты.
Список литературы:
Бадмаева О. Б. О формировании оценочной компетенции на уроках бурятской литературы // Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы все- российской научно-практической конференции с международным участием (Улан-Удэ, 26–27 октября 2017 г.) / научный редактор Д. К. Чимитова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2017. 164 с. Текст: непосредственный.

Галанов Ц. Р. Саран хүхы. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979. 143 с. Текст: непосредственный.

Гузеев В. В. Российская эффективная школа. Книга 2. Образовательный процесс. Народное образование, НИИ школьных технологий. 2012. 136 с. Текст: непосредственный.

Намсараев Х. Н. Үүрэй толон. Улаан-Үдэ: Буряад-Монголой гүрэнэй хэблэл, 1950. 320 н. Текст: непосредственный.

5 Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / под редакцией П. И. Пидкасистого. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view. Текст: электронный.

Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (бурятская) литература» для общеобразовательных организаций с обучением на родном (бурятском) языке 5–9-е классы / О. Б. Бадмаева, Л. С. Ширапова; под редакцией О. Б. Бадмаевой. Улан-Удэ, 2018. URL: https://fgosreestr.ru. Текст: электронный; Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под редакцией В. Я. Коровиной. Москва: Просвещение, 2014. 354 с. Текст: непосредственный.

Теория и методика обучения литературе / под редакцией О. Ю. Богдановой. Изд. 3. Москва: Академия, 2004. 400 с. Текст: непосредственный.

Цыдендамбаев Ч. Ц. Банзарай хүбүүн Доржо. Улаан-Үдэ: Буряадай номой хэблэл, 1968. 394 н. Текст: непосредственный.