Бурятский язык и литература в школе
Библиографическое описание:
Задачный подход в преподавании родного бурятского языка в школе (на материале планирования содержания) // Бурятский язык и литература в школе. - 2025. №1. . - С. 45-53.
Заглавие:
Задачный подход в преподавании родного бурятского языка в школе (на материале планирования содержания)
Финансирование:
Коды:
Аннотация:
Статья направлена на представление одного из новых подходов преподавания родного бурятского языка в школе. Задачный подход характеризуется как преподавание родного языка как системы учебных и иных задач. Актуальность подхода прослеживается в необходимости обеспечения качества преподавания бурятского языка и бурятской литературы, которое, в свою очередь, стало основным предметом раскрытия Концепции преподавания бурятского языка и бурятской литературы, разработанной в Центре сохранения и развития бурятского языка БГУ. Настоящая статья продолжает серию публикаций, направленных на освещение проблемных вопросов о необходимости внесения изменений в методику преподавания родного бурятского языка. Статья предварена методологическими основами задачного подхода, разработанными Л. С. Выготским, В. В. Выготским, Д. Б. Элькониным, в том числе на основе монографических трудов И. А. Зимней, В. А. Гуружапова. Рамки статьи позволили автору рассмотреть вопрос планирования изучаемого содержания и представить технологию совместной с учащимися реализации плана в учебном процессе. Материалом изучения предмета статьи стало содержание учебных предметов «Родной бурятский язык» для 5–9-х классов, приведены примеры стратегии планирования и реализации плана с опорой на часть учебного содержания 6-го класса. Методами изучения вопроса предстали анализ и обобщение, также моделирование. В статье описаны две стратегии реализации задачного подхода: планирование учителем преподаваемого содержания (что будет изучено детьми?), организация собственно процесса преподавания бурятского языка (как это содержание будет изучено?). В качестве вывода автор констатирует положение о том, что задачный подход при организации целенаправленной учебной деятельности обеспечивает четкость представления прогнозируемых предметных результатов по учебном предмету, определения видов учебных универсальных действий, которые будут выполнены, а также типологии заданий-задач, которая будет применена и на понимание признаков изучаемого явления.
Ключевые слова:
методика преподавания родного бурятского языка, задачный под- ход, стратегии реализации, планирование, моделирование, система знаний, задачи.
Список литературы:
Гуружапов В. А. Учебная деятельность в развивающем обучении (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Часть 1. Методическое пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной деятельности». Москва: ПЭБ, 2008. 80 с. URL: https://psychlib.ru/mgppu/Gdv-2008/Gdv-80.htm#n2 (дата обращения: 13.02.2025). Текст: электронный.
Түрэлхи буряад хэлэн. 6-дахи анги / Р. С. Дылыкова, О. Ш. Цыремпилова, Ц. С. Жанчипова, Г.-Х. Ц. Гунжитова. С. 31. Текст: непосредственный. Рукопись.
Зимняя И. А. Учебная деятельность — специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. № 6. С. 3–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-deyatelnost-spetsificheskiy-vid-deyatelnosti/viewer (дата обращения: 13.02.2025). Текст: электронный.
Концепция преподавания бурятского языка и бурятской литературы. Проект / составитель Р. С. Дылыкова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2022. 36 с. Текст: непосредственный.
Словарь русского языка: в четырех томах / РАН, Ин-т лингв. исследований; под редакцией А. П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Русский язык; Полиграфресурсы, 1999. URL: Фундаментальная электронная библиотека (дата обращения: 13.02.2025). Текст: электронный.
Штейнберг В. Э. Дидактические многомерные инструменты: теория, методика, практика. Москва: Народное образование, 2002. 304 с. Текст: непосредственный
Цырендоржиева Б. Д., Будаин Б. Б., Жанчипова Ц. С. Примерная программа учебного предмета «Родной бурятский язык» 5–9-е классы // Федеральная образовательная программа основного общего образования (Утверждена приказом Минпросвещения Рос- сии от 18.05.2023 под № 370). С. 454–483. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/ 2f4f03af11bc3f6e1582ee77883a8cad.pdf (дата обращения: 28.02.2025). Текст: электронный.