Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Кольцова Н. З.
БУЛГАКОВ КАК «СЛОВЕСНЫЙ КИНО-МАСТЕР» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита») // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №5. Филология. Филология. - С. 165-173.
Заглавие:
БУЛГАКОВ КАК «СЛОВЕСНЫЙ КИНО-МАСТЕР» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита»)
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-165-173УДК: 821.161.1.0
Аннотация:
В статье рассматривается роман М. А. Булгакова с точки зрения его кинематографической природы. Внимание уделяется не столько типологическим перекличкам или генетическим связям между произведением Булгакова и фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах 1920-х гг., сколько кинематографической «предыстории» произведения: исследуется «кинематографическое мышление» писателя, определяющее особенности композиции, принципы введения персонажей в текст, способы создания образа мира. Высказывается предположение, что кино для писателя явилось как источником мотивов и образов, так и образцом построения художественного текста на уровне соотношения пространственно-временных планов изображения, способов создания образов персонажей. Подчеркивается, что особое значение в булгаковском тексте обретает ритм — прежде всего визуальный.
Ключевые слова:
монтаж, ритм, кинематограф, кино, кинематографичность.
Список литературы:
1. Булгаков М. А. Юрий Слезкин // Булгаков М. А. Собр. соч.: в 8 т. М.: АСТ; Астрель, 2009. Т. 3.

2. Булгакова Е. С. Дневник. 1933–1940 // Воспоминания о Михаиле Булгакове: Е. С. Булгакова, Т. Н. Лаппа, Л. Е. Белозерская. М.: АСТ; Астрель, 2006. С. 13–294.

3. Вавулина А. В., Кольцова Н. З. «Мастер и Маргарита»: роман или опера? (к вопросу о музыкальной природе булгаковского романа) // Язык, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания. 2013. № 9. С. 235–255.

4. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ в. М.: Наука, Восточная литература, 1994. 304 с.

5. Замятин Е. Новая русская проза // Замятин Е. И. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5: Труд- ное мастерство. М.: Республика, 2011. 559 с.

6. Мартьянова И. А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности: монография. СПб.: Сага, 2001. 224 с.

7. Метц К. Зеркала в кино // Киноведческие записки. 1992. № 3.

8. Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство – СПБ, 2004. 480 с.

9. Петровский М. Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. 464 c.

10. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 496 с.

11. Яблоков Е. А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. 424 с. (Studia philologica).