Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Бурятский язык и литература в школе

Библиографическое описание:
Бадмаева О. Б.
НОВЫЕ ФГОС: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Бурятский язык и литература в школе. - 2023. №1. . - С. 46-54.
Заглавие:
НОВЫЕ ФГОС: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Финансирование:
Коды:
УДК: 372.8:82
Аннотация:
Цель. В настоящей статье рассматривается возможность использования подходов, методов, приемов, соответствующих требованиям новых ФГОС в препода- вании учебного предмета «бурятская литература». Материалы. Представлены основ- ные ориентиры программы учебного предмета «бурятская литература». Методология организации литературного образования. Обосновывается необходимость литерату- роведческого, личностно-ориентированного, культурологического, деятельностного, стратегиального подходов в литературном образовании школьников. Представлена методика использования концептного, задачно-презентативного методов, «медленно- го чтения», модели по формированию продуктивной формы читательской деятельно- сти на примере уроков бурятской литературы в школе. Выводы. Эффективный выбор подходов и методов обеспечивает качество литературного образования.
Ключевые слова:
литературное образование, программа по бурятской литературе, методика обучения, художественный текст, смысл, культура чтения, стратегии, под- ходы, развитие личности.
Список литературы:
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родная (бурятская) литература» для общеобразовательных организаций с обучением на родном (бурятском) языке 5–9-е классы // Авторы-составители: О. Б. Бадмаева, Л. С. Ширапова; под редакцией О. Б. Бад- маевой. Улан-Удэ, 2018. URL: https://fgosreestr.ru.; Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников: пособие для учителей общеобразовательных организаций / под редакцией В. Я. Коровиной. Москва: Просвещение, 2014. 354 с. Текст: непосред- ственный.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287

«Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основно- го общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/.



Целикова Е. И. Концепция аналитико-синтетической деятельности школьников в процессе изучения литературного произведения // Литературное образование в нацио- нальных образовательных структурах: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию высшего образования в Республике Бурятия. Улан- Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2002. С. 28. Текст: непосредственный.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Москва, 1996. Текст: непосредственный.

Галанов Ц. Р. Мүнхэ зула: Шэлэгдэмэл зохёолнууд. Улаан-Үдэ: ГУП ИД «Буряад үнэн», 2002. Н. 486. Текст: непосредственный.

Бадмаева О. Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской националь- ной школы: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 1999. С. 115. Текст: непосредственный.

Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педаго- гических систем. Москва: ЛОГОС, 1999. С. 99.

Сметанникова Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9-х классах: как реализовать ФГОС. Москва, 2011. URL: https://fileskachat.com/file/49306_5bb07d235dc108 ffa92474f8c29d300b.html.

Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом по- рождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического универ- ситета. 2018. Т. 8, № 2. С. 140. Текст: непосредственный. DOI: 10.15293/2226- 3365.1802.08.

Бадмаева О. Б. Об изучении символики цветообозначения «белый» в школе (по роману Ц.-Ж. Жимбиева «Белые птицы») // Языки и литературы монгольских народов: теория и практика: материалы международной научной конференции, посвященной 100- летию со дня рождения проф., д-ра филол. наук Ц.-Ж. Ц. Цыдыпова (24–25 октября 2019 г.). Улан-Удэ: Бэлиг, 2020. С. 112–114. Текст: непосредственный.

Бадмаева О. Б. Интегративный подход в преподавании бурятской литературы // Россия — Монголия. Сто лет дипломатического сотрудничества: материалы междуна- родной научно-практической конференции (28–29 ноября 2012 г.) // cоставитель В. Д. Дугаров. Улан-Удэ: Бэлиг, 2013. С. 233. Текст: непосредственный.