Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Экономика и менеджмент

Библиографическое описание:
Новиков С. В.
,
Плахин А. Е.
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И СТОИМОСТНЫХ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. - 2022. №4. . - С. 90-101.
Заглавие:
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСИРОВАНИЯ СФЕРЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ И СТОИМОСТНЫХ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2304-4446-2022-4-90-101УДК: 336.14
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска направлений повышения экономической результативности функционирования сферы высшего образования. Поиск методических подходов, позволяющих наиболее досто- верно определить объем, динамику, структуру совокупных расходов общества на сферу высшего образования, направлен на формирование оптимальной модели ком- пенсации затрат на осуществление образовательных услуг. Цель статьи заключается в проведении ретроспективного исследования реализуемой модели финансирования сферы высшего образования в разрезе направлений подготовки и стоимостных групп специальностей.
Полученные результаты свидетельствуют о существенном сокращении количества студентов, обучающихся по направлениям подготовки, входящим в первую стои- мостную группу. Такая ситуация обусловлена в большей степени действием рыночно- го механизма оценки приоритетности направлений подготовки со стороны абитури- ентов, чем перераспределением бюджетных ресурсов в рамках определения объемов государственного задания со стороны регулятора. Данный факт подтверждает ста- бильная структура финансирования расходов сферы высшего образования при значи- тельной доле компенсации затрат из негосударственных источников по высокоза- тратным программам подготовки. Можно сделать вывод о том, что программы подго- товки, соотносимые с достаточно успешными отраслями национальной экономики, охотно оплачиваются и со стороны населения. Государство, финансируя бюджетные места, скорее компенсирует недостаточный интерес абитуриентов к некоторым про- граммам подготовки ввиду предвзятого отношения к трудоустройству в соответству- ющих отраслях.
Ключевые слова:
сфера высшего образования, расходы, оптимальная модель финансирования, структура.
Список литературы:
Кадочников С. М. Особенности высшего образования как экономического блага и некоторые практические следствия этих особенностей // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 2(17). С. 48–49. Текст: непосредственный.

Курбанов А. Р. Образование как благо: современные контексты понимания // Че- ловек. 2021. Т. 32, №. 2. С. 65–75. Текст: непосредственный.

Fiorito R., Kollintzas T. Public goods, merit goods, and the relation between private and government consumption // European Economic Review. 2004. Т. 48, № 6. С. 1367–1398.

Saunders P., Klau F. The role of the public sector: causes and consequences of the growth of government // Organization for Economic. 1985. № 4.

Красова Е. В. Взгляды советского экономиста С. Г. Струмилина с позиции со- временной теории человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10, № 2(35). С. 210–214. Текст: непосредственный.

Власова Н. Ю., Молокова Е. Л. Модели высшего образования в условиях сочета- ния рыночных и государственных регуляторов // Journal of new economy. 2016. № 3(65). С. 26–38. Текст: непосредственный.

Цигулева О. В. Рыночная трансформация отечественной системы высшего обра- зования: мифы и реальность // Философия образования. 2019. Т. 19, № 1. С. 80–88. Текст: непосредственный.

Хагуров Т. А. Высшее образование: между служением и услугой // Экономика образования. 2011. № 4. С. 32a–40. Текст: непосредственный.

Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика / Е. Г. Чернова, Т. Д. Ахобадзе, А. С. Малова, А. А. Салтан // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 37–82. Текст: непосредственный.

Аветисян И. А. Проблемы финансирования высшего образования в современной России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. № 1(25). С. 108–122. Текст: непосредственный.

Ястребова О. К. Развитие нормативного бюджетного финансирования высшего образования // Финансовый журнал. 2015. № 1(23). С. 41–51. Текст: непосредственный.

Палочкина В. В. Развитие механизмов финансирования высшего образования как условие повышения качества образовательных услуг // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2018. №. 2. С. 188–197. Текст: непосредственный.

Жильцов Е. Н. О повышении эффективности смешанной модели финансирования высшего профессионального образования // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 437–439. Текст: непосредственный.

Чеканина Н. А. Модели финансирования высшей школы: отечественный и зару- бежный опыт // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 3(79). С. 375–379. Текст: непосредственный.

Роденкова Т. Н., Покаместов Д. А. Партисипативная модель проектного финан- сирования вузов в условиях цифровой трансформации образования // Научные труды Вольного экономического общества России. 2020. Т. 225, № 5. С. 293–312. Текст: непо- средственный.

Савицкая Е. В. Формы взаимодействия вузов и предприятий // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 14–1. С. 713–717. Текст: непосредственный.

Балыхин Г., Романов П. Стипендия — от заказчика // Высшее образование в Рос- сии. 2002. № 2. С. 12–20. Текст: непосредственный.