Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Философия

Библиографическое описание:
Гулгенова А. Ц.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИБЕТСКИХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ // Вестник БГУ. Философия. - 2016. №3. Философия. Философия. - С. 147-156.
Заглавие:
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТИБЕТСКИХ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/1994-0866-2016-3-147-156УДК: 1:294.3
Аннотация:
В настоящее время одной из основных задач исследования средневековой историко-философской тибетской литературы является не только всесторонне научное освещение воззрений каждой буддийской школы, но и прояснение их религиозно-политической роли в историческом, духовно-культурном и социально- экономическом развитии Древней Индии, а также народов Центральной Азии в средневековую эпоху, что для современной науки становится все более актуальным. Однако, несмотря на большую исследовательскую работу, проделанную тибетологами, востоковедами и буддологами разных стран, на значительное количество тибетских письменных источников, находящихся в распоряжении ученых, многое в истории культуры и философии Тибета до сих пор остается недостаточно изученным и спорным. Это связано с тем, что тибетские тексты достаточно специфичны и вызывают ряд трудностей. В статье представлены основные проблемные моменты, с которыми сталкиваются исследователи при изучении буд- дийских памятников в оригинале, изложены существующие методологические подходы, применяемые при их решении.
Ключевые слова:
интерпретация, тибетские буддийские тексты, герменевтика, комментаторский подход.
Список литературы:
1. Андросов В. П. Историко-методологические проблемы изучения древнебуд- дийской философии (V в. до н. э. — V в. н. э.) // Московское востоковедение: очерки, исследования, разработки. М.: Восточная литература, 1997. С. 79–107.

2. Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М.: Восточная литература, 1962. 425 c.

3. Гулгенова А. Ц. Тибетоязычные источники (сиддханты) по истории философ- ской школы вайбхашика: дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2006. 190 с.

4. Гулгенова А. Ц. Религиозно-философские воззрения вайбхашиков в творчест- ве Кунчен Жамьян Шадпа Дорже (1648–1722) / отв. ред. Л. Е. Янгутов. Улан-Удэ : Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. 166 с.

5. Донец А. М. Концепция смысловых полей высказываний и текстов в тибет- ской традиции комментирования // Мункуевские чтения — 2. Улан-Удэ: Изд-во Бу- рят. гос. ун-та, 2004. Ч. 2. С. 49–54.

6. Дылыкова В. С. Тибетская литература. М.: Наука, 1990. 212 с.

7. Лепехов С. Ю. Проблемы буддийской герменевтики // Вестник Бурятского госуниверситета. 2003. Сер. 5, вып.7. С. 186–203.

8. Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991. 295 с.

9. Рудой В. И. Проблемные буддологические исследования в ЛО ИВ АН СССР // Буддизм, проблемы истории, культуры, современности. М.: Наука, 1990.

10. Рудой В. И., Островская Е. П. О специфике историко-философского подхода к изучению индийских классических религиозно-философских систем. М.: Наука,1987. С. 74–93.

11. Хадалов П. И., Ямпилов Л. Ж., Дандарон Б. Д. Описание сочинений Гунчен-Чжамьян-Шадпа-Дорчже. Улан-Удэ: Изд-во БКНИИ СО АН, 1962. 126 с.

12. Хундаев В. Ю. История тибетской философской литературы сиддханта: анализ генезиса и развития // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 8. С. 78–84.

13. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988, 420 с.