Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии

Библиографическое описание:
Пешков И. О.
АНТИГОНЫ ИЗ ЗАБАЙКАЛЬЯ. СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ // Вестник БГУ. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. - 2021. №2. . - С. 28-38.
Заглавие:
АНТИГОНЫ ИЗ ЗАБАЙКАЛЬЯ. СПЕЦИФИКА ЖЕНСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ПАМЯТИ В ПРИГРАНИЧНЫХ РАЙОНАХ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ
Финансирование:
Статья подготовлена при поддержке Национального центра науки (Польша) (грант номер DEC 2012/05/E/HS3/03527)
Коды:
DOI: 10.18101/2305-753X-2021-2-28-38УДК: 94(571.5):39(5)
Аннотация:
Раннесоветская репрессивная политика по отношению к приграничному населению в Забайкалье привела к рассеянию забайкальских казаков, потере их культурной базы, уменьшению их численности и распаду сообщества. Реакцией трансграничного общества бывших казаков в СССР, Китае и Монголии стала альтернативная память о событиях гражданской войны, включая прославление анти-коммунистических восстаний и атамана Семенова как главного символа сопротивления. Следует отметить, что несмотря на патриархальную и милитаризированную культуру казаков Забайкалья, практики альтернативной памяти имели своеобразную гендерную специфику. Парадоксально, но забайкальская казачья контрпамять — это в основном женский проект. Травма социалистической модернизации поставила казачек перед дилеммой Антигоны: выбором между семь-ей (память) и государством (вынужденное забвение). Цель данной статьи — показать специфику женской памяти в перспективе контекста (семейная жизнь, религия и местные социальные сети), женской перспективы и ожидаемой роли в со-обществе (говорить правду). Навязывая доминирующему сообществу словарь «женской перспективы» и акцентируя собственное право на альтернативную па-мять, жительницы Забайкалья превратили неразрешимый конфликт идеологий в трагедию личного, локального и укорененного. Эта стратегия может многое рас-сказать про возможности политического действия в закрытых обществах, подверженных политическому насилию. Возможность политического сопротивления никогда не исчезает полностью, даже в условиях разрушения экономической и социальной базы сообщества. При написании статьи использовались материалы полевых исследований, проведенных осенью 2013 г. и осенью 2014 г. в Читинской области.
Ключевые слова:
женская память, исследования границ, забайкальские казаки, Забайкалье, Внутренняя Азия, атаман Семенов, антигона, примирение
Список литературы:
1. Агамбен Дж. Оставшееся время. Комментарий к Посланию к римлянам. Москва: Новое литературное обозрение, 2018. 224 с. Текст: непосредственный.

2. Балакшин П. Финал в Китае: возникновение, pазвитие и исчезновение белой эмигpации на Дальнем Востоке. Сан-Фpанциско; Паpиж; Hью-Йоpк: Сириус, 1958. Т. 1. 430 с. Текст: непосредственный.

3. Михалев А. В. «Русский квартал» Улан-Батора: социальные границы и классификационные практики // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов (г. Оренбург, 1–5 июля 2009 г.). Оренбург: Изд. центр ОГАУ, 2009. С. 327–328. Текст: непосредственный.

4. Пешков И. О. Гураны, семеновцы, местнорусские. Специфика идентичности и культуры забайкальских гуранов в Монголии // Россия в Монголии: история и современность, Улан-Батор: Арвай принт, 2008. С. 112–121. Текст: непосредственный.

5. Романов А. М. Особый маньчжурский отряд атамана Семенова. Иркутск: Оттиск, 2013. 307 с. Текст: непосредственный.

6. Саблин И. Дальневосточная республика: от идеи до ликвидации. Москва: Но-вое литературное обозрение, 2020. 471 с. Текст: непосредственный.

7. Савченко С. Н. Дальневосточный казачий сепаратизм в годы гражданской войны (1918–1920) // Россия и АТР. 2007. № 4. С. 25–40. Текст: непосредственный.

8. Тлостанова М. В. Деколониальный проект: от политической деколонизации к деколонизации мышления и сознания (начало) // Личность. Культура. Общество. 2008. Т. 10, вып. 5–6(44–45). С. 170–183. Текст: непосредственный.

9. Benveniste E. Problèmes de linguistique générale. Paris, N.R.F., Bibliothèque des sciences humaines. 1966. Vol. 1. 650 р.

10. Figes O. The Whisperers: Private Life in Stalin’s Russia. New York: Metropolitan Books, 2007. 740 p.

11. Humphrey C. Stalin and the Blue Elephant: Paranoia and Complicity in Postcommunist Metahistories, Diogenes. 2002. Vol. 49/2, No 194. Рp. 26–33.

12. Lindgren E. J. North-Western Manchuria and the Reindeer-Tungus, The Geographical Journal. 1930. LXXV (June). Рp. 518–534.

13. Lindgren E. J. An Example of Culture Contact without Conflict: Reindeer Tungus and Cossacks of Northwestern Manchuria, American Anthropologist. 1938. New Series, Vol. 40, No. 4. Part 1 (Oct.–Dec.). Рp. 605–621.

14. Peshkov I. Politization of Quasi-Indigenousness on the Russo-Chinese Frontier, in: Franck Bille, Gregory Delaplace and Caroline Humphrey (eds.) Frontier Encounters: Knowledge and Practices at the Russian, Chinese and Mongolian Border. Cambridge: Open Book Publisher, 2012. Рp.165–183.

15. Peshkov I. Usable Past for a Transbaikalian Borderline Town. “Disarmament” of Memory and Geographical Imagination in Priargunsk, Inner Asia. 2014. № 16. Pp. 95–115.

16. Scott J. The Art of Not Being Governed: an Anarchist History of Upland South-east Asia. New Haven: Yale University Press, 2009. 464 р.

17. Strauss J. Private lives, public deaths: Antigone and the invention of individuali-ty. New York: Fordham University Press, 2013. 216 р.

18. Zalejko G. Soviet Historiography as „Normal Science” // Historiography be-tween Modernism and Postmodernism. Contributions to the Methodology of the Historical Research; ed. Jerzy Topolski. Amsterdam–Atlanta, 1994. Рр. 179–190.