Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Казанцева В. В.
,
Дарханова Т. М.
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2021. №4. . - С. 53-58.
Заглавие:
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ И СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2021-4-53-58УДК: 373.31
Аннотация:
В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между показателями уровня навыка чтения и скоростью чтения учащихся 1-й клас- сов. Данное исследование актуально в связи с запросом заказчиков образователь- ных услуг (родителей) на обучение детей осмысленному чтению. Навык чтения — один из основных метапредметных навыков, которому дети должны обучиться в начальной школе. Но в реальной практике всеми участниками педагогического про- цесса ставится акцент только на одном компоненте навыка чтения — скорости. В нашем исследовании мы проверяли, насколько возможно опираться на скорость чтения при оценке уровня навыка чтения детей. Выборка составила 67 человек. Ис- следование осуществлялось в два этапа: на первом из них были проведены диагно- стика учащихся с помощью теста навыка чтения Л. А. Ясюковой и измерение ско- рости чтения, на втором этапе исследования с помощью статистических методов обработки оценивалась взаимосвязь уровня навыка чтения и скорости чтения. Была установлена заметная прямая корреляция между показателями, но при дальнейшем исследовании методом группировки и анализа было выявлено, что высокая ско- рость чтения не всегда соотносится с высоким уровнем навыка чтения. Разница в количестве детей, попадающих в группу риска, при измерении скорости чтения и при измерении уровня навыка чтения достаточно велика. Во избежание дальнейшей остановки развития уровня навыка чтения и подмены уровня навыка чтения скоро- стью чтения разработаны рекомендации для развития и коррекции процесса обуче- ния.
Ключевые слова:
учебная деятельность, развитие навыка чтения, дистанционное обучение, универсальные учебные действия, метапредметный навык чтения.
Список литературы:
Белопольский В. И., Гусев В. В. О взаимосвязи между читаемостью текста и уровнем развития навыка чтения // Психологический журнал. 1992. Т. 13, № 5. С. 48–56. Текст: непосредственный.

Гак О. Д. Теоретическое обоснование проблемы овладения навыком чтения младшими школьниками // Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 ч. Новоси- бирск, 2017. С. 151–153. Текст: непосредственный.

Казанцева В. В., Шапкин Н. С. Развитие навыка чтения посредством комиксов // Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы XIII Всероссийской молодежной научно-практической конференции / ответственный редактор С. А. Калашникова; Забайкальский государственный университет. Чита: Изд-во ЗабГУ, 2021. С. 77–81. Текст: непосредственный.

Лахмотова Е. А., Лахмотова С. А. Диагностика и развитие метапредметного навыка «смысловое чтение» // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения: материалы всероссийской научно-практической конференции. Волгоград, 2017. С. 194–197. Текст: непосредственный.

Соловьев Я. С. Формирование навыка смыслового чтения при работе с источни- ками информации // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инно- вации: сборник статей. Пенза, 2017. С. 190–192. Текст: непосредственный.

Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х классах: ме- тодическое руководство. Изд. 2-е, испр. и доп. Санкт-Петербург: ИМАТОН, 2014. Ч. II. 216 с. Текст: непосредственный.