Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Евтюгина А. А.
,
Сапрыкина В. В.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ-ИНОСТРАНЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2022. №3-4. . - С. 19-25.
Заглавие:
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЕТЯМ-ИНОСТРАНЦАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Финансирование:
Коды:
DOI: 10.18101/2307-3330-2022-3-4-19-25УДК: 811.161.1243'232-053.5-056.24
Аннотация:
Статья посвящена вопросам преподавания русского языка как ино- странного детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школь- ного возраста. Кратко описаны особенности существующих методик русского языка как иностранного. Представлен опыт авторов, занимающихся вопросами обучения русского языка детей с различными нарушениями в развитии. Определены проблемы адаптации детей данной категории к образовательному процессу, дано рабочее опре- деление «иностранный обучающий с ограниченными возможностями здоровья», обозначены особенности в освоении русского языка детей-иностранцев с ОВЗ раз- ных нозологических групп. В работе предложены некоторые приемы и методы обу- чения детей-иностранцев с ОВЗ. Рассмотрены варианты интеграции существующих методов и приемов в учебный процесс младших школьников. В целом отмечается, что для успешного освоения русского языка иностранным обучающим с ОВЗ важны специальные психолого-педагогические условия в классе, разработка адаптирован- ных учебных пособий и методик.
Ключевые слова:
русский язык как иностранный, иностранные учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, младший школьный возраст, нозологические группы, методы и приемы обучения.
Список литературы:
Акишина А. А., Коган О. Е. Учимся учить: для преподавателя русского языка как иностранного. Москва: Русский язык. Курсы, 2014. 255 с. Текст: непосредственный.

Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекцион- ной) школе. Москва: ВЛАДОС, 2004. 316 с. Текст: непосредственный.

Аюпова В. Г., Кулашкина А. Н., Кукуева Г. В. Сотрудничество как форма взаи- модействия в обучении учащихся-инофонов на уроках русского языка и литературного чтения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 459–461. Текст: непосред- ственный.

Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. С. 48–54. Текст: непосредственный.

Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамо- те и чтению. Москва: Баласс, 2020. 160 с. Текст: непосредственный.

Горских О. В. Обучение детей-инофонов русскому языку в школах Томской об- ласти: итоги мониторинга // Педагогический имидж. 2021. Т. 15, № 4(53). С. 371–381. Текст: непосредственный.

Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении: ин- новационный опыт / автор-составитель А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. Волгоград: Учитель, 2012. 148 с. Текст: непосредственный.

Комаров К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей. 2-е изд., испр. Москва: ОНИКС ХХI век, 2005. 224 с. Текст: непосредственный.

Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65–74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-detey-migrantov-v-shkolah-rossii-problemy-i-puti- ih-resheniya/viewer (дата обращения: 15.02.2022). Текст: электронный.

Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Москва: Академия, 2001. 192 с. Текст: непосредственный.

Лемох А. С. Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку в поликуль- турных классах // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы международной научной конференции (г. Чита, апрель 2017 г.). Чита: Молодой ученый, 2017. С. 97–100. Текст: непосредственный.

Пронина О. В. Мои волшебные пальчики. Прописи для первоклассников. Москва: Баласс, 2016. 32 с. Текст: непосредственный.

Руденко-Моргун О. И., Архангельская А. Л., Аль-Кайси А. Н. Интеграция поли- этнического контингента учащихся на уроках русского языка в российской общеобразо- вательной школе // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. С. 161–170. Текст: непосредственный.

Сухушина Е. И. К проблеме обучения младших школьников русскому языку в полиэтническом классе // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 3(9). С. 92–100. Текст: непосредственный.

Ушакова Н. Я. Обучение русскому языку детей-мигрантов на ступени основного общего образования в школе с полиэтническим составом: проблемы и способы их реше- ния // Молодой ученый. 2015. № 10.1(90.1). С. 30–32. URL: https://moluch.ru/archive/ 90/18676/ (дата обращения: 12.02.2022). Текст: непосредственный.

Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: учебное пособие для преподавателей студентов языковых вузов. Москва: ИКАР, 2011. 452 с. Текст: непосредственный.