Бурятского государственного университета
имени Доржи Банзарова
АвторизацияРУСENG

Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество

Библиографическое описание:
Маланов И. А.
,
Дагбаева Н. Ж.
,
Рулиене Л. Н.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. №1. . - С. 32-47.
Заглавие:
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ НА РУБЕЖЕ XX–XXI ВЕКОВ
Финансирование:
Коды:
УДК: 37(470)
Аннотация:
В статье обобщаются результаты научного дискурса, посвященного изучению сущности образовательного пространства в контексте рефлексивно-гуманистического осмысления социально-педагогической реальности. Образовательное пространство представлено как со-бытийное взаимодействие субъектов образовательной деятельности, направленной на постижение многомерности личности и мета-я. Эмпирической базой исследования являлись региональные системы образования (Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край). Региональное образовательное пространство рассматривается с позиции регионалистики и гуманистической парадигмы. Применен цивилизационный подход как средство историко-педагогического анализа развития регионального образовательного пространства, позволивший выявить соци- ально-исторические, этнокультурные, хозяйственно-экономические особенности его становления в различные периоды цивилизационного развития региона. Обоснована концепция развития регионального образовательного пространства. Проектирование регионального образовательного пространства включает три фазы: 1) информационно-прогностическое осмысление социально-педагогической реальности, 2) вербальное предъявление социально-педагогической реальности; 3) проектная деятельность субъектов социально-педагогической реальности. Анализ экспериментального опыта позволил выявить траектории развития регионального образовательного пространства Республики Бурятия в социально-педагогической практике.
Ключевые слова:
социально-педагогическая реальность; образовательное простран- ство; региональное образовательное пространство; цивилизационный подход; субъекты социально-педагогической реальности; проектирование образовательного пространства.
Список литературы:
Айнштейн В., Серафимов Л. Линейность и нелинейность в мышлении, познании мира и образовании // Alma Mater (Вестник высшей школы). 1998. № 3. С. 39–45.

Белозерцев Е. П., Павленко А. И. Диалектика культурно-образовательной среды: человек как средство и средоточие // Человек и культурно-образовательная среда: сб. науч. работ. Серия «Concordia discors». Елец: Изд-во ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. С. 23–29.

Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования : монография. М. ; Ростов н/Д., 2004. 576 с.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М. : Прогресс, 1988. 699 с.

Гершунский Б. С. Философия образования. М. : Флинта, 1998. 432 с.

Гинецинский В. И. Проблема структурирования мирового образовательного пространства // Педагогика. 1997. № 3. С. 10–15.

Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. М. : ИТП и МИО РАО, 1994. 265 с.

Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. 2002.№ 2(3). С. 125–132.

Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. M.: Ad Marginem, 1997. 451 с.